Стратегии управления групповым саботажем
Задача этой статьи - помочь руководителям и владельцам бизнеса
начать лучше контролировать свою компанию и то, что в ней происходит. В
частности, как обнаружить саботаж группы и справиться с ним. Контроль - это
управление, и не секрет, что мы лучше управляем тем, что мы понимаем. Поэтому
сначала лучше всего разобраться с самим понятием саботаж.
Вот
какое определение дается в словаре Ушакова: Саботаж(франц. sabotage)
1. Умышленно-недобросовестное исполнение обязанностей, уклонение от
работы или злостный срыв работы при соблюдении видимости выполнения ее. 2.
Стремление помешать осуществлению чего-нибудь при помощи скрытого,
замаскированного противодействия. Дмитрий
Кайзер, учредитель Центр Диагностики Бизнеса
Как распознать саботаж
Итак, что видит руководитель, когда сталкивается с возможным
саботажем? В компании ведется какая-то работа, но нет видимых результатов. В
компаниях, действительно, часто встречается такая ситуация, когда сотрудники
создают видимость работы, и они при этом могут быть очень заняты созданием этой
видимости, но компания не получает никаких результатов от их деятельности.
Однако в подобных ситуациях основной причиной отсутствия результатов является
не саботаж, а непонимание сотрудниками своих функций и плохая организация
взаимодействия между сотрудниками. Это не саботаж, здесь нет умышленного
неисполнения обязанностей, это плохая организация деятельности. Такие ситуации
исправляются и предотвращаются созданием правильной структуры компании,
созданием понятных должностных инструкций для всех сотрудников, прояснением с
сотрудниками их обязанностей и проверкой этих знаний.
А вот другая
ситуация. Руководитель буквально круглосуточно старается развить свой бизнес,
прилагая все свои усилия, а бизнес стоит на месте или даже уменьшается. Тогда,
скорее всего, в компании можно обнаружить человека или группу, которая
прикладывает не меньше усилий, чтобы свести на нет усилия руководителя и
развалить бизнес. Это действительно можно назвать саботажем.
В
основе саботажа лежит несогласие. В компании есть кто-то, кто не согласен с
деятельностью руководства. И этот кто-то недостаточно смел, чтобы выражать свое
несогласие или противодействовать открыто. Причем, чем более правильные и
ведущие к процветанию компании действия осуществляет руководство, тем большее
несогласие возникает у этих людей. Такие люди, как правило, сами не являются
видимыми участниками саботажа, они даже могут не находиться в группе, которая
замечена в саботаже. Они находятся как-бы в стороне, их противодействие скрыто
и замаскировано.
Компания – это группа людей, осуществляющих
совместную деятельность. Как правило, эта совместная деятельность направлена на
достижение каких-то целей, которые известны и с которыми согласились все члены
компании. Но иногда в компании оказываются люди, усилия которых направлены в
противоположную сторону, их основная задача помешать компании в достижении
целей. И один из их инструментов это столкнуть одну часть компании с другой,
так они могут нанести больший ущерб при наименьших собственных усилиях. Для
этого они разжигают в компании конфликт.
Закон третей
стороны
Что представляет из себя конфликт? Конфликт (от
лат. conflictus - столкновение), столкновение противоположных интересов,
взглядов, стремлений. В любой деятельности, в которой задействовано несколько
человек всегда существует несколько точек зрения - столько, сколько участников
этой деятельности. И эти точки зрения могут очень сильно различаться, но каждая
из них является правильной для того, кому она принадлежит. Иногда в группе
наблюдается столкновение противоположных взглядов и в результате возникает
конфликт, каждый стремится отстоять свою правоту. Но этот конфликт длится ровно
до тех пор, пока стороны не придут к согласию. Основной инструмент здесь
– общение. Два любых нормальных человека, две любые группы всегда могут
прийти к согласию в результате общения, пусть даже это будет достаточно
длительный процесс общения. Все на самом деле так просто – универсальный
рецепт для разрешения конфликтов – общение.
Однако существует
одна интересная разновидность конфликтов – это непрекращающиеся
конфликты. Они могут существовать очень долго, несмотря на усилия сторон прийти
к согласию. Стороны могут приходить к некоторому согласию, но через очень
короткое время конфликт возникает вновь. Складывается ощущение, что существует
что-то еще, не зависящее от решения сторон, что-то (или кто-то), что заставляет
конфликт продолжаться.
В середине прошлого века, американский
исследователь и философ Рон Хаббард открыл и сформулировал интереснейший закон,
называемый законом третей стороны: «Для того чтобы конфликт существовал,
в любой ссоре должна присутствовать неизвестная третья сторона... Третья
сторона – это тот, кто создает посредством ложных сообщений раздоры между
двумя людьми, человеком и группой или между двумя группами». Это
универсальный закон, он применим к любой группе: семье, компании, государству.
Существует также стандартная технология обнаружения третьей стороны и
разрешения такого рода конфликтов, эта технология дает превосходные результаты.
Найти и обезвредить
Если вы как
руководитель столкнулись в своей компании с саботажем, то вам может показаться,
что вся компания против вас. И в подобной ситуации руководитель часто видит
только одно решение – уволить всех. На самом деле это не лучшее решение.
Основная часть ваших сотрудников – это нормальные, достаточно
продуктивные и желающие работать люди. За саботажем, как правило, стоит один
или несколько человек, которые настраивают группу против вас и, не исключено,
что и вас против группы. Это та самая третья сторона.
Возможно, вы
наблюдали ситуацию, когда какой-то «доброжелатель» рассказывает вам
что-то плохое о других сотрудниках компании, и о том, что они не довольны вами
или состоянием дел в компании. При этом сам «доброжелатель»
подчеркивает, что он то как раз занимает вашу сторону. А потом этот же трюк он
проделывает с группой: говорит им, что руководство несправедливо или
неправильно поступает, а он целиком и полностью на стороне группы. Таким
образом, «доброжелатель» придумывает и распространяет негативную
информацию в обе стороны. При этом он сам остается вне подозрений, каждая из
сторон считает его «своим парнем». Это один из примеров того, как
действует третья сторона. Конечно, это упрощенный пример, в жизни тот, кто
выступает в роли третей стороны, действует более тонко и изобретательно. И он
часто добивается своей цели: результат его деятельности наносит и материальный,
и моральный ущерб компании.
Именно этого
«доброжелателя» и необходимо обнаружить. А затем расстаться с ним
как можно быстрее и в рамках трудового законодательства. Причем желательно
снабдить его осложняющей дальнейшее трудоустройство записью в трудовой
книжке.
Профилактика
Предлагаемая
краткая программа поможет повысить уровень согласия в компании и предотвратить
возникновение саботажа, а, главное, повысить продуктивность компании и
сотрудников. 1. Проясните цели и политику вашей компании и
добейтесь, чтобы сотрудники их узнали и поняли.
2. Реорганизуйте
кадровую политику компании так, чтобы разрушительно настроенным личностям было
сложно стать сотрудниками компании. Обучите специалиста по кадрам, чтобы он мог
обнаруживать их еще в период испытательного срока.
3. Добейтесь,
чтобы сотрудники знали и понимали свои функции и свои обязанности.
4. Чаще общайтесь с сотрудниками лично.
5. Не скрывайте от
сотрудников проблемы, существующие в компании. Пусть они получат эту информацию
от вас, а не в виде сплетен. Вовлеките группу в решение этих проблем, совместно
решенные проблемы создают команду.
6. Не делайте работу за своих
сотрудников, позвольте им тоже вносить свой вклад в деятельность компании. Это
восстановит у сотрудников чувство гордости и причастности к успехам компании. И
недоброжелателям сложно будет расколоть такую компанию.
7. Начните
регулярно (в идеале еженедельно) проводить собрания всей компании, на которых
подводятся итоги предыдущего периода, рассказывается о хороших новостях,
победах и успехах компании и ставятся цели на следующий период.
|