29 января 12:19Анастасия Матвеева
В России будет создано «Росфинагентство» в форме ОАО со 100%
государственным участием – именно оно будет управлять средствами
Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, а в будущем – и
средствами пенсионных накоплений. Законопроект прошел первое чтение в
Госдуме, и до конца весенней сессии его планируется одобрить
окончательно – по замыслу чиновников, агентство заработает уже в 2013
году. Механизм управления государственными средствами будет
непрозрачным, а ответственность за убытки в законе не прописана.
Величина Резервного фонда составляет сейчас 1,885 трлн руб., или 3,1%
ВВП. Фонд национального благосостояния – 2,7 триллиона, или 4,4% ВВП.
Такие цифры привел на заседании нижней палаты парламента замминистра
финансов Сергей Сторчак
Минимизировать валютные риски
Сейчас управлением этими средствами занимается Минфин. Как говорится в
пояснительной записке к законопроекту, «концентрация этих функций в
рамках одного института будет способствовать повышению качества и
эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния, а также госдолгом РФ, а также позволит
минимизировать процентные и валютные риски для федерального бюджета».
Закон носит рамочный характер: так, к примеру, требования к финансовым
активам, в которые могут размещаться средства Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния, перечень операций с ними и их предельные
доли в общем объеме размещенных средств отдельно для каждого фонда
устанавливаются подзаконными актами, то есть постановлениями
правительства или Минфина. Законопроект допускает возможность передачи
Росфинагентством средств ФНБ в доверительное управление другим
специализированным финансовым организациям на основании договора,
заключаемого Росфинагентством с Минфином России.
За потери никто не ответит
Также в законе не прописана ответственность за неудачи в управлении
финансовыми средствами. То есть весь процесс вложения средств будет
непрозрачным для общества, и Госдума никак не сможет его контролировать.
На отсутствие критериев оценки эффективности деятельности ОАО указывает
в своем отзыве на законопроект и Счетная палата: «Одним из таких
критериев может являться показатель разницы между стоимостью
государственных заимствований и доходностью от размещения резервных
средств бюджета», — говорится в документе. Счетная палата указывает на
серьезные риски, связанные с созданием подобного ОАО: оно не будет
иметь имущества, способного выступить адекватным обеспечением исполнения
обязательств по договору, и, соответственно, возместить возможный ущерб
от своей деятельности. А специфика работы на финансовых рынках такой
ущерб не исключает. Между тем правительство твердо рассчитывает
заработать на средствах «госкубышки»: Величина Резервного фонда на 2013
год запланирована на уровне 3 173,8 млрд рублей, на 2014 год – 3 882,3
млрд рублей, на 2015 год – 4 722,7 млрд рублей, ФНБ - 2 769,8 млрд
рублей, 2 843,2 млрд рублей и 2 847,7 млрд рублей, соответственно.
Бюджету это ничего не будет стоить
Авторы законопроекта приводят в пример опыт других стран.
Действительно, зачастую функции управления госдолгом страны передают на
аутсорсинг: В ФРГ этим занимается Финансовое агентство Германии в форме
ООО, во Франции — агентство Франс Трезор. Однако там функции
специализированных организаций больше сводились к управлению госдолгом и
деятельность их достаточно прозрачна.
В финансово-экономическом обосновании к проекту скромно отмечается,
что он не потребует дополнительных расходов из госбюджета. Непонятно,
каким образом удастся не потратить ни копейки, создавая новую структуру,
для которой необходимо набрать новые кадры и всячески хозяйственно
обустроить ее работу. Передавать активы в управление ОАО будут
постепенно: на первом этапе Росфинагентству доверят до 10 % ФНБ.
Идея создания Росфинагентства муссировалась еще со времен кризиса
2008 года, и тогдашний министр финансов Алексей Кудрин эту идею активно
продвигал. В последний раз инициатива о создании Росфинагентства
прозвучала в декабрьском Послании Путина Федеральному собранию:
президент поставил задачу «инвестировать средства Фонда национального
благосостояния в самоокупаемые инфраструктурные проекты». Эксперты
полагают, что Путин лично запустил этот процесс в том числе и потому,
что многочисленные лоббисты никак не могли договориться о том, кто
именно будет контролировать финансовые потоки, которые пройдут через
Росфинагентство.
Торг продолжается
«Промедление с законом означало, что заинтересованные лица не могут
договориться, как им потратить средства, которые образовываются от
высоких цен на энергоносители, — говорит гендиректор Центра политической
информации Алексей Мухин, — сейчас эти заинтересованные лица будут
договариваться уже не на берегу, а уже непосредственно в лодке, что
сужает возможности маневра и стимулирует их договариваться друг с
другом. Речь идет об отдельных заинтересованных ведомствах,
бизнес-группах, госхолдингах, которые претендуют на выгодное
инвестирование от государства этих средств. Договоренности пока не
достигнуты». Промедление, по словам Мухина, связано с конфликтами внутри
правящей элиты. В частности, с конфликтом между вице-премьером
правительства России Аркадием Дворковичем и экс-вице-премьером Игорем
Сечиным.
На средства ФНБ и Резервного фонда рассчитывают госхолдинги. «Сейчас
эти средства придут в движение, но они вполне могут проплыть мимо
госхолдингов, руководство которых привыкло к легким деньгам, но не
привыкло при этом работать», — отмечает эксперт. Ранее СМИ сообщали о
том, что позиция главы РФА может достаться человеку из «команды
Кудрина», однако нынешняя расстановка политических и цена вопроса ставят
этот тезис под сомнение. Пока что кадровый торг продолжается.
Оксана Дмитриева, зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам («Справедливая Россия»)
«Они сами будут у себя занимать и погашать»
— Перед принятием этого закона была проведена массовая операции
прикрытия с целью отвлечь внимание от него: «антигейский» закон,
антитабачный закон, даже закон Димы Яковлева не имеет такого
судьбоносного значения. Фактически это приватизация всех возможностей,
которые есть в стране благодаря нефтяной конъюнктуре, это косвенная
приватизация всех природных богатств. Такого в мире нет нигде. Там, где
передают на аутсорсинг операции с долгами, нет резервного фонда. По
моему мнению, резервного фонда вообще не должно быть - потому что это
те средства, которые получены от налогоплательщика и вкладываются в
чужие страны. А если они вкладываются в нашу страну, то почему через
акционерное общество? Игра на фондовом рынке не является функцией
государства. А если это резервы в виде золотовалютных резервов
Центробанка – то это конституционная функция ЦБ. Средства резервного
фонда вкладываются под 0,5% а заимствования осуществляются под 7-8%.
Если мы это сейчас хотя бы видим, потому что эти функции отделены, а
будет все в одном флаконе: они сами будут у себя занимать, погашать,
сами куда-то вкладывать, и все.
Сергей Алексашенко, директор по Макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ
«Есть государственные структуры, где прозрачностью и не пахнет»
— Прозрачность в России – понятие относительное. В России
Министерство финансов публикует очень много информации про бюджет. И
даже ту информацию, которую сегодня ЦБ публикует, немногие аналитики
могут переварить. Поэтому прозрачность, с одной стороны, присутствует. С
другой стороны, есть всякие разные государственные структуры: Роснано
или о Ростехнологии, в которых прозрачностью и отчетностью даже и не
пахнет. По какому пути захотят направлять Росфинагентство – я не знаю.
Может быть и так, и так.
Можно управлять резервным фондом как в рамках Минфина, так и рамках
ОАО. Есть аргументы в пользу одной формы и в пользу другой. Самое
главное, чтобы этими активами управляли правильно и прозрачно. Сейчас
управление резервным фондом и Фондом национального благосостоянии идет
непрозрачно и неподотчетно. Все знают, сколько там чего, итоговую сумму,
но почему ВЭБ направляет деньги туда или сюда, и вернуться ли эти
деньги в ВЭБ, это никто не рассматривает. Нынешняя структура – она как
раз вне очень прозрачная, возможно, для Минфина это желание вырваться из
этой системы. Но это не зависит от структуры, а от конкретных людей, от
их желания. В законе на тему прозрачности ничего не написано.
http://www.mn.ru/business_finance/20130129/336453696.html