Муниципальный коллапс
Среда 13.04.2011
Расширение доступности кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса является сегодня одним из наиболее актуальных вопросов в российской бизнес-среде. К решению этой задачи должны быть активно подключены как финансовые институты, так и органы власти.
На ежегодной конференции «Финансы растущего бизнеса», организованной «Эксперт РА», представители малого и среднего бизнеса, органов власти и финансового рынка обсуждали основные проблемы взаимодействия между бизнесом и банками. Представители банковского сектора поделились своим видением развития рынка финансовых услуг для малого и среднего предпринимательства, на котором в последнее время отмечается бурное оживление. Продуктовые линейки банков расширяются и диверсифицируются таким образом, чтобы максимально охватить потребности бизнеса. «Российский банк развития» готов предложить 15 кредитных программ, работающих в 81 регионе страны. Кредитные продукты ориентированы на самый широкий спектр потребителей: здесь можно найти программу кредитования для моногородов, для развития инновационного бизнеса, и даже для реализации мероприятий по энергосбережению. Объем поддержки субъектов МСБ по программам, реализуемым РосБР, уже составил порядка 100 млрд рублей. ОАО «Сбербанк России» готов пойти еще дальше и не просто предложить новаторство в подходе к созданию кредитных продуктов, но и изменить философию бизнеса в целом. Заместитель председателя правления «Сбербанк России» Андрей Донских говорит не столько о поддержке существующего малого и среднего предпринимательства, сколько о формировании нового рынка МСБ. Активное участие в этом процессе он отводит именно банкам. Для создания нового поколения предпринимателей необходимо стимулировать открытие новых субъектов малого и среднего предпринимательства, считает господин Донских. То есть расширить возможности и условия финансирования для старт-апов (доля которых в совокупном кредитном портфеле сегодня крайне мала). Безусловно, по большей части это прерогатива органов госвласти, однако и банковское сообщество может оказать существенное влияние на этот процесс. Со своей стороны «Сбер» планирует уже до конца года разработать 100 готовых бизнес-моделей для начинающих предпринимателей. Шаблоны будут рассчитаны на разные виды деятельности и учитывать их специфики. С готовой бизнес-моделью, бизнес-планом и поддержкой инвестора клиенту будет легче принять решение о старте, уверены в «Сбербанке». Определенные изменения неизбежны и для многих форм господдержки малого и среднего бизнеса. Так, согласно новой политике правительства Москвы в области поддержки предпринимательства, теперь приоритет будет отдаваться неторговому сектору – инновационному и производственному, а также старт-апам. С этой позицией согласен и Минэконоразвития РФ. Сегодня Гарантийные фонды страны выдают гарантии под кредиты без ограничений – для любых видов бизнеса. Но уже в ближайшее время ориентиры поменяются в сторону инновационных предприятий и промышленности. Вместе с этим Минэкономразвития собирается всерьез обратить внимание на поддержку экспортоориентированных предприятий.
Между тем сам малый и средний бизнес, оценивая старания государства и банков, называет другие факторы, тормозящие развитие российской бизнес-среды. По словам вице-президента ОПОРЫ РОССИИ Александра Бречалова, взаимоотношения предпринимателя и банка, безусловно, важный аспект для бизнеса. Но не самый острый.
Акцент необходимо делать не столько на инструментах финансирования и поддержки, сколько на их реализации. А реализация как раз и хромает. «Давайте говорить честно – инструментарий для малого и среднего бизнеса достаточен, - уверен Александр Бречалов. – А вот на уровне муниципальной и региональной власти у нас коллапс». И если банки, и Министерство экономического развития адекватно и оперативно реагируют на изменения и потребности рынка, предлагая новые продукты и разрабатывая механизмы финансирования МСБ, то местная власть не обнаруживает никакого спроса на эти предложения. Между тем, для достижения реальных результатов необходимо взаимодействие всех сторон: банков, предпринимателей и власти (всех уровней) – без одного их этих звеньев система работать не будет.
Александр Бречалов даже предложил крупным банкам взять на себя миссию стимулировать не малый и средний бизнес, а глав муниципальных образований на стимулирование бизнеса. «В муниципалитетах бизнес сегодня создается не благодаря, а вопреки», - отметил Александр Бречалов. В дискуссии о том, как стимулировать к стимулированию, Андрей Донских предложил разработать новую методику оценки деятельности глав муниципальных образований.
По его мнению, у руководства муниципалитета должно быть два приоритетных направления: работа с населением и работа с малым и средним бизнесом. Каждое из этих направлений должно оцениваться, и если какое-то из них будет «провисать», - глава будет обязан уйти в отставку. Андрей Донских полагает, что только такая система позволит говорить об устойчивых перспективах развития малого и среднего предпринимательства на местах.
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева
|