Минэкономразвития предупредило
о затяжной стагнации
Ольга Кувшинова
Vedomosti.ru
04.12.2013
Стагнация будет глубже и продлится дольше — Минэкономразвития
снова ухудшило прогноз: с такой экономикой доходов для выполнения
президентских обещаний не хватит
Минэкономразвития уже в четвертый раз ухудшило прогнозы
на 2013 г., а также на 2014-2015 гг. «В 2014 г.
стагнация в экономике продолжится, но до конца года или
нет — не хотел бы уточнять», — сообщил министр экономразвития Алексей Улюкаев (цитата по Reuters).
Прогноз роста ВВП в 2013 г. понижен
с 1,8 до 1,4% — надежды на оживление экономики
во втором полугодии не сбылись (см. врез на стр. 04).
Продолжение стагнации будет сопровождаться высокой инфляцией и дальнейшим
ослаблением курса рубля. Прогноз роста на 2014 и 2015
гг. понижен с 3 до 2,5% и с 3,1 до 2,8%. «Это
наше видение, которое мы сообщаем Минфину для большей ориентации.
Формальное уточнение прогноза будет в апреле», — сообщил Улюкаев.
Минфин дорабатывает бюджетную стратегию — 2030.
Для выполнения социальной части инаугурационных указов президента —
повышения зарплат бюджетникам — рост экономики должен быть не ниже
4%, а для достижения всех параметров, заданных в них, —
не ниже 7%, сказал замминистра экономического развития Андрей Клепач: «Мы в нашем
прогнозе идем ниже, чем то, что заложено в указах» (цитата по «Интерфаксу»). В понедельник президент
подписал бюджет на 2014-2016 гг., основанный на этом прогнозе.
В последний раз Минэкономразвития корректировало прогноз
в сентябре, тогда же правительство решило, что базовым сценарием
социально-экономического развития отныне становится консервативный — как
на ближайший трехлетний период, так и на долгосрочный.
Согласно этому варианту темпы роста экономики
до 2030 г. составят 2,5% вместо 4%, в том числе
в 2014-2016 гг. — 3,1% (а теперь — 2,9%). Перед
правительством, с одной стороны, стоит задача выполнить президентские
указы, а с другой — оно официально принимает прогнозы
и бюджет, где выполнимость указов поставлена под сомнение.
За риторикой Минэкономразвития стоят две задачи, считает эксперт
Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. Первая — тактическая:
противодействие Минфину, настаивающему на максимально консервативном
планировании: «Прогноз — самосбывающаяся вещь, если мы начнем
закреплять [в прогнозе] низкие темпы роста и под эти темпы планировать
низкую ресурсную базу, то и получим то, что прогнозировали».
Вторая — стратегическая: напоминание правительству,
да и обществу в целом, что указы принимались не только ради
пенсионеров и бюджетников, но и с целью изменить структуру
экономики: «При нынешней они невыполнимы, и это повод ее поменять».
Кроме Минэкономразвития под сомнение исполнимость президентских указов
ставила Счетная палата: у регионов не хватает
доходов, они сокращают инвестиционные расходы, но и этого
не хватает — и указы президента финансируются в долг либо
в ущерб услугам населению. Есть проблемы и с достижением
президентских целей по росту производительности труда и инвестиций,
требующих структурных преобразований в экономике и технологического
обновления, пишет Счетная палата: предполагается, что до 90% таких
преобразований оплачивает бизнес, т. е. исполнение указов
зависит от оценки инвесторами перспектив ведения бизнеса в России.
Год назад рост экономики в 2013 г. прогнозировался
в 3,6%, в апреле прогноз был снижен до 2,4%,
в сентябре — до 1,8%. Кроме инерционного «плохого» сценария
Минэкономразвития моделирует «вариант А» — хуже плохого.
В апрельской модификации прогноза «вариант А» и предполагал, что
рост ВВП в 2013 г. составит 1,3%. «Вариант А» исходил
из ухудшения внешних условий: торможения роста США до 0,8%,
расширения рецессии в еврозоне, замедления роста мирового ВВП до 2,4%
и снижения цен на нефть до $100/барр. в среднем за 2013 г. Ничего
этого не случилось.
Президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев объясняют торможение
экономики внешними проблемами, но, оказалось, это не главные причины. «Из-за
сокращения потребительского спроса и инвестиционного спроса
и складывается такая динамика по ВВП в 2013 г.», —
объяснил Улюкаев понижение прогноза.
Бюджетная политика ни при чем, считает Наталия Орлова из Альфа-банка: расходы бюджета растут,
профицит превратился в дефицит, доля госсредств в активах банковского
сектора достигла 9% ВВП — втрое больше, чем в еврозоне: нельзя
сказать, что резкий спад темпов роста экономики вызван ужесточением фискальной
или денежной политики. Стагнация вызвана фундаментальными факторами, продолжает
она: низким качеством инвестиций — они растут, но направлены
в основном на расширение торговых площадей, а не обновление
производственных мощностей; как следствие этого — сохранением низкой
производительности труда и неумением грамотно использовать трудовые ресурсы.
Решать проблемы требуется на правительственном уровне, уверена Орлова:
низкая производительность вызвана высокой занятостью в неэффективных
секторах. В госсекторе работает 23% занятых, а с учетом
госкомпаний — 40%. Чрезмерно присутствие государства
и в секторах экономики (в инфраструкурных его доля —
50%), что препятствует конкуренции, зато помогает монополизации. Поле для
реформ велико, но вряд ли правительство этим воспользуется, скептична
Орлова: социальные издержки смены социально ориентированного курса высоки,
инвестированию в долгосрочное устойчивое развитие правительство предпочтет
выполнение краткосрочных социальных обязательств. А значит, в ближайшие
3-4 года рост ВВП не превысит 1,5% в год
http://www.vedomosti.ru/finance/news/19601251/ekonomika-ukazam-ne-podchinyaetsya
|