Краевые власти изображают бурную «деятельность» по развитию гражданского общества
На днях в краевом Белом доме заседал общественно-политический
совет при губернаторе. Собрался первый раз в этом году, чтобы обсудить
сугубо чиновничий вопрос – летний отдых детей. Важнее темы для органа,
который подают едва ли не «светочем» гражданского общества Ставрополья,
не нашлось. Если взглянуть пристальнее, совет лишь обманка, имитирующая
диалог чиновников и общества, вселяя в доверчивых граждан надежду,
будто они могут влиять на власть.
Как плодили «советы»
В мае 1998 года губернатор края Александр Черногоров создал сразу два
совещательных органа: советы по социальным и политическим проблемам, в
каждый из которых входило по десять человек. Спустя год их объединили, а
возглавил новую структуру первый вице-премьер края Виктор Хорунжий. Но
даже после этого странный орган ничем себя не проявил, вызывая
ассоциации с пятым колесом в телеге.
Черногоров вспомнил о существовании общественного совета лишь в 2005
году, чему предшествовали бунты льготников, вызванные провалом
монетизации. Тогда, напомним, Кремль ловко переложил ответственность на
регионы, чем на Ставрополье воспользовались краевые единороссы, давно
пытавшиеся вытолкнуть из кресла губернатора-коммуниста.
Член общественного совета, спикер краевого парламента единоросс Юрий
Гонтарь, на заседаниях совета не появлялся, более того – настоятельно
рекомендовал это делать и подчиненным-депутатам. А губернатор попытался
дать отпор политическим оппонентам руками общественного совета, одна из
задач которого, судя по замыслу, как раз и состояла в контроле над
властью.
Этот краевой консультативный орган должен был копировать Общественный
совет при президенте для обеспечения связи власти и населения,
налаживания диалога с его активистами. Но, как мы видим сегодня,
президентский совет свои задачи выполнял трудно и не совсем эффективно,
оставаясь органом, который слушать можно, но прислушиваться –
необязательно.
Эти пороки еще в большей степени отразились на региональных «дочках»
президентского совета: общественный орган в крае не отличился ни одной
маломальски значимой инициативой, проведенной в жизнь. Кроме того,
местными единороссами был «зарублен» проект краевого закона об
общественной палате – партия власти ясно демонстрировала, что посягать
на ее единоначалие она никому не позволит.
Общественность же свои права отстаивать не стала. С тех пор к идее создания краевой палаты в Белом доме даже не возвращались.
Сплошное бла-бла-бла
В «черногоровском» списке общественного совета состояло сорок
человек, среди них ученые, журналисты, казаки, писатели, представители
партий и движений, в том числе весьма экзотических (например,
«Христианско-демократического союза»).
С приходом Гаевского совет похудел вдвое, из него вылетела почти вся
общественность, представители оппозиции. Зато утвердились чиновники и
представительных «околовластных» структур. Собирался совет пару раз в
год, исключительно для галочки.
Скажем, в сентябре 2009-го обсуждали, как бороться с наркотической
угрозой и, в частности, роль в этом процессе местных СМИ. При этом саму
прессу на полусекретное мероприятие приглашали избирательно. Втайне от
независимых журналистов «общественники» поговорили о борьбе с
коррупцией, обойдя молчанием истину, что именно гласность – главное
орудие против мздоимства.
Гаевский ушел, и председателем декоративного совета вместо него стал
Валерий Зеренков, замом – новый руководитель аппарата правительства Юрий
Эм (прежде был Юрий Белолапенко).
Из состава вывели президента Торгово-промышленной палаты края Андрея
Мургу и лидера местной ЛДПР Илью Дроздова, которые вышли на федеральную
политическую орбиту. Однако их преемников в число советчиков не
включили: и либерал-демократам, и предпринимателям показали – власть в
них не нуждается. Да и вообще, в ком-либо из тех, кто в рот не
заглядывает.
А ведь новый губернатор Зеренков сразу после назначения дал правильную
установку подчиненным: «Необходимо включить в состав советов и коллегий,
действующих при органах краевой власти, действительно не зависимых от
власти экспертов, представителей профильных общественных организаций.
Это должны быть люди компетентные, и не только разделяющие вашу личную
точку зрения, но и «неудобные», имеющие собственное мнение!»
Зеренков также заявил, что формат работы должен изменить губернаторский
общественный совет. На портале краевого правительства будет вывешиваться
его график работы и протокол каждого заседания. Поручения, которые
будут даваться общественниками органам исполнительной власти, смогут
отслеживать граждане через Интернет.
Намерения отличные. Но лишь намерениями и останутся, если законодательно
не закрепить статус членов совета. Сделать так, чтобы их с
информационными запросами не посылали куда подальше сами же чиновники.
Чтобы решение совета имело вес, стоило бы, возможно, наделить его правом
законодательной инициативы – тогда и собираться он будет чаще, и
решения приниматься не для галочки.
В идеале же, безусловно, речь должна идти о создании краевой
общественной палаты – ведь такие органы существуют как минимум в
половине регионов страны.
Прямо-таки «масонская ложа»
Нынче в состав губернаторского общественного совета входят
представители только лояльных общественных организаций, которые заседают
в путинском «Народном фронте». Послушные «фронтовики» против власти
слова не вымолвят. А коль в совете нет представительства независимых
ученых, журналистов, «оппозиционеров», общественных активистов, все
совещания его и поручения – типичная обманка, опасная иллюзия диалога
между властью и обществом.
Даже после поручения Валерия Зеренкова не слышно о серьезных изменениях в
других советах и комиссиях, существующих при краевых ведомствах. Зато
плодятся «близнецы».
Так, в начале июля был создан краевой общественный совет по
здравоохранению. И это при том, что уже второй год при Минздраве
существует координационный совет по модернизации здравоохранения. Чем
новая структура отличается от старой, решительно непонятно.
Показательно, что общественную структуру возглавил чиновник – главврач
кожвендиспансера (учреждения, напомним, бюджетного) Михаил Земцов, а его
замом стала замминистра здравоохранения Ольга Дроздецкая. Формировался
новый орган в обстановке секретности: удалось узнать, что в него вошли
руководители нескольких краевых организаций инвалидов, и первое же его
заседание было посвящено проблемам инвалидов.
Больше о новой структуре ничего не известно. Но в таком случае это не общественный совет, а темная масонская ложа.
При этом, скажем, Ставрополье остается одним из четырех регионов страны,
где до сих пор нет общественной наблюдательной комиссии, призванной
контролировать содержание людей в тюрьмах, колониях, СИЗО, изоляторах.
Может, именно это обстоятельство и породило вселенский скандал о пытках,
реальных или мнимых, экс-мэра Ставрополя Игоря Бестужего в СИЗО. Будь
контрольный орган в крае, такого бы не произошло.
А ведь такое требование еще четыре года назад сформулировала Общественная палата РФ.
Только на Ставрополье, чтобы воплотить его в жизнь, у прежнего
губернатора не хватило простого понимания самой важности задачи. Может
быть, у Валерия Зеренкова хватит?
Надейся только на себя!
Сегодня только на уровне правительства края действует 104
общественных и координационных совета. А сколько их при ведомствах
рангом пониже, администрациях городов и районов, силовых структурах –
смело можно умножать на два.
От такого «общественного» контроля аж голова кругом идет. Получается,
целая армия общественников каждодневно трудится вместе с чиновниками на
благо родного края. Поди, западные демократы могут нервно кусать локти –
такого «широкого» диалога власти и общества не сыщешь ни в одном
американском штате.
За последние полгода на Ставрополье появилось множество гражданских
инициатив и движений. Скажем, «Народная воля» и «Патриоты Ставрополья»
выросли из Интернета. Экологи на Кавминводах образовали около десятка
организаций и волонтерских групп: «Солнечный патруль», «Зеленый город»,
«Спасем Кисловодск!» Недавно в крае появился комитет гражданских
инициатив.
Все эти добровольные объединения граждан официально не зарегистрированы
(закон это позволяет). А потому для власти словно бы и не существуют.
Более того, в их адрес чиновники озвучивают самые нелицеприятные вещи.
Если Валерий Зеренков на самом деле сумеет сделать что-то стоящее из
своего совета, этому примеру последуют его здравомыслящие подчиненные,
понимая: взаимодействие с общественностью – не дань моде и блажь, оно
приносит реальную пользу. Однако так уж заведено в российских реалиях:
пока начальник не прикрикнет, подчиненный не зашевелится.
Пока же подавать пример некому и не для кого. И граждане вынуждены сами искать выход из тупиковых ситуаций.
Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ,
обозреватель «Открытой» http://www.opengaz.ru/issues/29-521/dekoratsii-i-imitatsii.html
|