Школа наоборот Людей, которые помогают нам профессионально расти, я разделяю на три категории.
Преподаватель доносит некоторый объем знаний по программе. Тренер дает указания, которые ученик должен выполнять вне зависимости от его собственных желаний. А наставник помогает, поддерживает и обучает по запросу, когда к нему обращаются с конкретной проблемой – это своего рода «школа наоборот». Впервые я оценил эффективность этой системы, работая токарем на заводе. Моим наставником был специалист с хорошим инженерным образованием, который, тем не менее, предпочитал работать на станке – токари тогда зарабатывали больше инженеров. Получая от него крупицы знаний, которых не было в учебниках, я резко повысил производительность труда.
В нашей предпринимательской организации ЕО существует специальная программа наставничества: можно заручиться поддержкой более опытного предпринимателя из определенной отрасли и обращаться к нему с любыми вопросами. Моим первым наставником в бизнесе стал Брюс Бартон – отставной военный летчик из Австралии, переквалифицировавшийся в венчурного капиталиста. За несколько месяцев я задал ему около 180 вопросов. Брюс помог мне провести реальную оценку компании и привлечь капитал на более привлекательных условиях, научил меня тому, как следует вести себя с инвесторами; от него я узнал, что инвесторы мыслят совсем не так, как предпринимателями.
Позднее я познакомился с предпринимателем и инвестором Биллом Лиао, который продал основанную им компанию в области предоставления выделенного интернет-доступа в Мельбурне за $1,2 млрд., а позднее создал популярную социальную сеть Xing. Билл стал моим наставником по продажам и стратегии, однажды он провел в России целую неделю, обучая мою команду продавцов. В июле 2008 года я позвонил ему, чтобы узнать его мнение о том, как будет развиваться глобальный финансовый кризис. Билл считал, что кризис непременно коснется России, довольно точно предсказал последствия и дал мне рекомендации, как себя вести. Приняв к сведению его мнение, мы заранее подготовили антикризисную программу, которую и применили.
Будучи предпринимателем, я чувствую себя довольно одиноко. Приходится нести полную ответственность за свои решения и рисковать деньгами. Поэтому мне важно иметь поддержку, получать извне подтверждение того, что мои решения верны или оправданы. Поддержка нужна на разных уровнях: это могут быть объятия, советы или истории, но чаще всего это помощь в принятии решений. Люди, которых я выбираю в качестве наставников – это те, кто успел принять больше решений, чем я (и, как правило, в более крупных компаниях по сравнению с моей), а следовательно, и мыслит более масштабно и может помочь без особого напряжения. Из всех видов помощи я предпочитаю личный пример – рассказ о том, как человек действовал в аналогичной ситуации. Выслушав его, я не обязательно буду действовать точно так же, но каким-то волшебным образом этот способ оказания помощи работает.
Наставники денег не берут. Почасовая оплата их просто не интересует. Я и сам бескорыстно и с удовольствием помогаю молодым предпринимателям. Хотя накопленный мной опыт в основном находит применение в моей компании, для меня очевидно, что все начинающие предприниматели проходят через те же проблемы, с которыми я и мои коллеги сталкивались много лет назад. До сих пор хорошо помню, как тяжело мне было в те времена, когда я начинал бизнес. Была острейшая потребность посоветоваться с кем-то более опытным, но никакой возможности для этого тогда не было. Ушли годы на то, чтобы узнать некоторые простые вещи. После этого мне кажется естественным и рациональным помогать другим избегать этого мега-стресса. Есть у меня и психологическая потребность быть значимым, и личное эгоистическое желание, чтобы в России было больше предпринимателей – я считаю, что только таким путем нам удастся построить богатое общество в нашей стране.
В отношениях с наставником очень важно уметь задавать конкретные, не слишком общие вопросы. Вопрос «стоит ли мне заниматься бизнесом?» свидетельствует о праздном интересе и отбивает у потенциального наставника желание тратить на вас время. Чем точнее сформулирован запрос, тем больше шансов получить точный и исчерпывающий ответ. Когда я через свой блог предложил всем желающим оказать наставническую поддержку или помочь с поиском подходящего наставника, откликов было много, но, к сожалению, лишь 20% вопросов были адекватно сформулированы. В таких случаях мне приходилось помогать обратившимся понять, какой же вопрос их на самом деле волнует – и на этом этапе многие из них «отвалились». Есть и положительный опыт: люди обращались с конкретными вопросами, и я соединял их с опытными предпринимателями из круга своих знакомых в России и за рубежом. Что характерно, ни один из них (включая владельцев бизнеса с годовым оборотом в несколько сотен тысяч долларов) не отказал в просьбе помочь, и это еще раз подтверждает, что предприниматели – люди щедрые и готовые поддерживать друг друга.
Если вы испытываете потребность в наставнике, пишите на адрес
wantmentor@mybiz.ru
, и я постараюсь вам помочь.
Полная версия этого материала опубликована в журнале Свой Бизнес (Май 2011)
Автор: Дмитрий Агарунов