11 февраля 2014
года в конференц-зале Ставропольской краевой библиотеки им. Лермонтова по
инициативе Уполномоченного при Губернаторе Ставропольского края по защите прав
предпринимателей Николая Сасина при поддержке краевого отделения «ОПОРА РОССИИ»
состоялся круглый стол на тему: «Административные барьеры и актуальные
изменения» в сфере розничной продажи алкогольной продукции».
В мероприятии
приняли участие председатель комитета Думы Ставропольского края по
экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Тимофей Богданов,
заместитель председателя комитета Ставропольского края по пищевой и
перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Владимир Руденко, руководитель
комитета муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя Алексей
Ломанов, руководители и представители таких общественных предпринимательских объединений
региона, как ОПОРА РОССИИ, «Деловая
Россия», Ставропольский союз менеджеров, «Общественный контроль», Городской
союз малого и среднего бизнеса представители ГУ МВД Ставропольского края,
Прокуратуры, руководители коммерческих организаций.
С приветственным
словом к участникам круглого стола обратились Николай Сасин, обозначивший тему
мероприятия, и председатель комитета Думы Ставропольского края по
экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Тимофей Богданов.
Об актуальных
изменениях законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции
рассказал руководитель Ставропольского краевого отделения ОПОРЫ РОССИИ Павле
Мрвалевич. Он пояснил, что в настоящее время обсуждается проект изменений в
федеральный закон №171-ФЗ, являющийся основным для данного вида предпринимательской
деятельности и направлен на уточнение действующего законодательства. Среди
нововведений – раздельное лицензирование торговых точек и пунктов общественного
питания, запрет на одновременное осуществление в одном помещении розничной
продажи алкоголя и его продажи при оказании услуг общественного питания, выездная
реализация алкоголя возможна только при условии предварительного уведомления в
лицензирующий орган. Кроме того, не будет считаться производством алкогольной
продукции смешение в местах общественного питания различных алкогольных
напитков, например, приготовление коктейлей, а наличие задолженности по уплате
налогов, сборов, пеней и штрафов, служившими причиной для большого числа
отказов в получении лицензии, будет проверяться на первое число месяца подачи
завления, а не на дату поступления заявления.
Горячее
обсуждение вызвал вопрос определения границ, прилегающих к детским, медицинским, образовательным и
другим учреждениям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной
продукции в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края. В
ряде населенных пунктов Ставрополья полгода назад была введена стометровая
зона, ограничивающая продажу спиртных напитков вблизи таких учреждений. В
результате, только в Ставрополе порядка 50-ти объектов розничной торговли лишились
возможности даже при наличии лицензии осуществлять этот вид деятельности, а в
крае подобные постановления привели к тому, что по разным оценкам от 100 до 200
муниципальных образований вовсе остались без лицензированных точек реализации
алкогольной продукции, что пришлось как раз на руку «теневикам». Надо заметить, что лицензия предпринимателям
влетает в копеечку - 40 тысяч рублей в год, а крупные игроки получают такие
документы, как правило, сразу на 5 лет. Эти деньги, естественно, им никто уже
не вернет.
Представитель инициативной
группы предпринимателей Дмитрий Титаренко привел опыт других городов из
соседних регионов с сопоставимой плотностью застройки, где такое ограничение
варьируется от 20 до 70 метров. Руководитель городского комитета Алексей
Ломанов парировал, что решение обосновано, просчитано, а приложение включает в
себя более 900 схем. «Этот вопрос обсуждался с представителями городского союза
предпринимателей, к тому же для объектов общественного питания планка ниже –
всего 30 метров. А нахождение в непосредственной близости от объектов
образования специализированных магазинов по продаже алкогольной продукции было
названо в принципе нецелесообразным», - подчеркнул он.
В ответ на это
Николай Сасин порекомендовал впредь выносить подобные вопросы на обсуждение с
более широкой аудиторией бизнес-сообщества, в частности, с такими значимыми
общественными организациями, как ОПОРА РОССИИ, «Деловая Россия»,
Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и
предпринимателей.
Вот только одним
запретом ничего не изменишь, к тому же легальный бизнес, понимая всю ответственность,
давно уже отказался от продажи алкоголя несовершеннолетним. А вот контроля над «теневым»
сектором экономики явно не хватает. По предварительным оценкам участников
круглого стола, порядка 200 населенных пунктов по краю не имеет лицензионных
точек продажи алкоголя. Что при безусловном наличии спроса порождает увеличение доли «теневого» сектора, «продажи
из-под полы» и т.д. И вот тут уже опасность для населения гораздо больше,
вероятность купить опасный для здоровья контрафакт в такой ситуации куда выше.
Понятно, что
одним территориальным отдалением от социальных объектов проблему
алкоголизации населения не решишь. Тут,
по мнению бизнес-омбудсмена Николая Сасина, необходимо проведение масштабной
разъяснительной работы, обеспечение доступности спортивных объектов для всех
слоев населения и ряда других профилактических мероприятий, способствующих
занятости молодежи. С этим согласились все участники круглого стола, придя к выводу,
что Постановления, как и другие ограничения – в конце концов, не догма, а «живой
организм».
В завершении
круглого стола было принято решение о подготовке и направлении в адрес глав муниципальных
образований Ставропольского края резолюции, куда войдут предложения участников
мероприятия, среди которых: создание так называемой согласительной комиссии по
разрешению спорных ситуаций для предпринимателей, попавших в зону «свободной от
алкоголя». Кроме того, эту резолюцию планируется отправить в адрес федеральных
законодателей с предложением ввести дифференцированный подход к размеру
лицензионного сбора за право реализации алкогольной продукции и уточнению
механизма определения границ, прилегающих территорий, где запрещена розничная
продажа алкогольной продукции.
http://oporastavropol.ru/content/public/administrativnie-bareri-vlast-i-biznes-ischut-kompromiss~7819