Кроме того, уже осенью начнется активная работа по снятию действующих
ограничений против российского экспорта. По состоянию на 1 июля 2012
года 19 стран /Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия,
Индия, Индонезия, Киргизия, Китай, Республика Корея, Мексика, Молдова,
США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, а также ЕС как
единая таможенная территория/ применяют защитные меры в отношении
российских товаров.
В отношении российских товаров действуют 73 меры, в том числе: 40
антидемпинговых пошлин, 3 специальные защитные пошлины, 14 нетарифных
мер, 4 технических барьеров, 5 квотных ограничений, 2 дополнительных
налога, 3 акциза на дискриминационной основе, 1 ограничение по
номенклатуре, 1 запрет на импорт. Также проводятся 5 расследований, из
них 4 антидемпинговых и 1 специальное защитное расследование, а также 12
пересмотров антидемпинговых мер.
В Минэкономразвития отмечают, что вступление России в ВТО – это,
прежде всего, стабильность условий работы на внешних рынках, снижение
барьеров в торговле, а также возможность участия России в формировании
правил международного экономического сотрудничества. В то же время
нельзя забывать, что одними из условий присоединения к ВТО являются
снижение ввозных таможенных пошлин, ограничение господдержки ряда
отраслей, что может привести к росту конкурентоспособности иностранных
товаров.
Первое снижение пошлин произойдет сразу после присоединения России к
ВТО, но оно, в основном, затронет товары, ставки тарифа на которые были
повышены в 2007-2011 годах в рамках применения "антикризисных мер" для
создания более комфортных условий для отечественных производителей и не
были отменены до завершения переговорного процесса о присоединении
России к ВТО.
В целом же после завершения переходных периодов для либерализации
доступа на рынок, которые, как правило, составляют 2-3 года, а по
наиболее чувствительным товарам – 5-7 лет, снижение средневзвешенной
ставки импортного тарифа от текущего уровня составит в части
промышленных товаров 3 процентных пункта, сельскохозяйственных товаров –
4,4 процентных пункта. Около 30 проц ставок будут снижены не более чем
на 5 процентных пунктов.
Снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства с 15 - 5 проц до 6,5 -
5 проц в течение переходного периода и, одновременно, опережающими
темпами будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и
лекарственные субстанции /до 2-3 проц/.
Для рынка химической продукции вступление в ВТО в подавляющем
большинстве случае не будет иметь значимых последствий. В целом ставка
пошлины снизится с 10 до 6,5 проц-5 проц. В тех же случаях, когда
снижение более существенным /косметические средства, мыла и моющие
средства, линолеум, некоторые готовые изделия из пластмасс/ – оно будет
происходить в течение 5-6-летнего переходного периода.
Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование.
В течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на
компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на
бытовую электротехнику и электронику, снизившись с 15 проц, останутся на
уровне 7-9 проц.
В отношении транспортных средств уровень тарифов на момент
присоединения к ВТО должен вернуться к "докризисному" состоянию
российского тарифа периода до 2009 года. На новые легковые автомобили
произойдет снижение пошлины с 25 проц до 15 проц в течение 7 лет, причем
снижение происходит в основном в течение последних 3 лет, что, с одной
стороны, обеспечит интересы российских покупателей и потребителей, с
другой - позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные
проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в
России. При этом пошлины на старые автомобили / бывшие в употреблении от
3 до 7 лет/ сохранятся на уровне 20 проц после снижения с 25 проц в
течение переходного периода.
На готовые продукты из рыбы пошлины снизятся незначительно - с 15 до
12,5 – 12 проц за 1-3 года. Что касается рыбного сырья, то на многие его
виды пошлины снизятся с нынешних 10 проц до 6-8 проц, в отдельных
случаях до 3-5 проц.
Пошлины на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло снизятся
с 25 до 20 проц, возвращая, таким образом, размер ставок к уровню,
действовавшему до 1 января 2010 года. К моменту присоединения
действующий тариф в отношении позиций чая и кофе в основном снижаться не
будет.
Россия снизит пошлины для некоторых кормов для животноводства и
домашних животных /в том числе, соевых бобов, жмыха, шрота/, не
произрастающих в России овощей, фруктов и орехов /фисташек, арахиса,
апельсинов, виноград, бананов и т.п./, в особенностей овощей и фруктов в
зимний период. Облегчится импорт сырья, недостающего для пищевой
промышленности /например, высококачественной молочной сыворотки/.
С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима
тарифного квотирования при импорте говядины, свинины и мяса птицы. Срок
окончания режима тарифного квотирования для этих видов мяса не
определен. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину -
31.12.2019 года.
Условия доступа на рынок говядины останутся на существующем уровне, мясу птицы и свинины – ужесточатся.
Вступая в ВТО, Россия примет на себя обязательства по 116 секторам
услуг /из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО/. Однако, в
подавляющим большинстве случаев обязательства не предусматривают
каких-либо изменений в действующей системе регулирования. Основным
исключением из этого правила является сектора страхования, в котором
общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25
проц до 50 проц, а 49 проц ограничение на участие иностранного капитала в
капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным
страхованием, трансформируется в 51 проц ограничение с даты
присоединения и отменяется через 5 лет. При этом с 2004 года 49 проц
ограничение иностранного участия в капитале страховщиков, занимающихся
страхованием жизни и обязательным страхованием, не применяется к
страховым компаниям с участием капитала из стран ЕС. Через 9 лет после
присоединения к ВТО формально разрешается работа в России "прямых"
филиалов иностранных страховых компаний – однако, ограничения,
предусмотренные российскими обязательствами, позволяют сформировать для
филиалов условия доступа и деятельности на российском рынке, идентичные
условиям учреждения и деятельности юридических лиц, что в значительной
степени лишает эту филиалы конкурентных преимуществ по сравнению с
российскими компаниями.
В ряде секторов обязательства предусматривают возможность введения
более жестких мер по сравнению с существующим режимом. Так, например,
Россия сможет при необходимости ввести государственную монополию на
оптовую торговлю алкоголем.
В рамках ВТО Россия лишь подтверждает применяемую в настоящее время
систему лицензирования импорта и видов деятельности /за исключением
перехода к автоматическому лицензированию импорта алкоголя/. Сохраниться
система уведомлений в отношении товаров содержащих криптографическую
составляющую.
Обязательства России в ВТО в части субсидирования промышленности
являются обычными обязательствами любой развитой страны-члена ВТО.
Запрещено будет осуществлять прямое субсидирование экспортеров, а также
предоставлять субсидии, получить которые смогут только при условии
использования отечественных товаров /например, при субсидировании
закупок техники, которая должна быть только отечественной или
использования отечественных компонентов в производстве/. Доля таких
субсидий в общем объеме государственной поддержки промышленности в
России крайне не велика и носит точечный характер, в то время как
системные меры поддержки, осуществляемые, в том числе, в рамках
Федеральных целевых программ правилам ВТО не противоречат и Россия
сможет их осуществлять без ограничения объема субсидирования.
Переходный период по предоставлению инвесторам в Калининградской и
Магаданской особым экономическим зонам льгот, противоречащих правилам
ВТО, позволит в полной мере реализовать инвестиционные проекты на
условиях, предусмотренных российским законодательством.
Договоренность о применении переходного периода, в течение которого
могут сохраняться противоречащие правилам ВТО элементы режима
"промышленной сборки" автомобилей и автокомпонентов, является
беспрецедентным в истории ВТО по объему изъятий с экономической и
правовой точки зрения. Переходный период истекает 1 июля 2018 года,
когда подавляющее большинство инвесторов выйдет на полную окупаемость
инвестиционных проектов и начнут получать чистую прибыль на вложенные
инвестиции. Договоренности по ВТО не приведут к расторжению
инвестиционных соглашений.
В ходе переговорного процесса по присоединению Российской Федерации к
ВТО, постепенно принимались нормативные акты, которые не только
приводили российское законодательство в области охраны прав
интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ВТО, но и
совершенствовали его. В результате действующее российское
законодательство в этой сфере полностью соответствует нормам и правилам
ВТО, в частности Соглашению по Торговым аспектам охраны прав
интеллектуальной собственности.
Российская политика в области ценообразования на энергоносители
должна после присоединения России к ВТО обеспечивать покрытие затрат и
получение дохода российскими производителями и поставщиками природного
газа. Они должны действовать на основании коммерческих соображений. При
этом эти правила не касаются поставок газа некоммерческим потребителям
газа, в отношении которых Российская Федерация сохраняет право применять
такое регулирование цен на природный газ, которое будет обеспечивать
социально-экономические цели и задачи России. То есть, обязательства в
ВТО соответствуют нынешнему законодательству и практике.
Обязательства России в области санитарных и фитосанитарных мер и
технического регулирования направлены на обеспечение соответствия
правилам ВТО. Они должны быть основаны на международных стандартах,
подкреплены достаточным научным обоснованием и оценкой риска.
В то же время Россия сохранит право применять более жесткие
требования по сравнению с указанными международными стандартами, если
того требует уровень защиты, установленный в Российской Федерации. При
этом Россия будет активно участвовать в деятельности соответствующих
международных организаций при разработке ими стандартов и рекомендаций.
Будет обеспечена прозрачность процедуры, согласно которой импортер
сможет обжаловать приостановление, аннулирование или отказ в разрешении
на импорт подконтрольных товаров и получить письменный ответ,
разъясняющий причины принятия соответствующего решения и меры, которые
заявитель должен предпринять для получения разрешения. Россельхознадзор
обязуется, прежде чем принять меры по приостановке импорта, предоставить
стране-экспортеру возможность принять соответствующие корректирующие
меры. Данное обязательство не распространяется на случаи, связанные с
существенными рисками для здоровья людей и животных.
В части технического регулирования Российская Федерация будет
обеспечивать соответствие законодательства в данной сфере требованиям
Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Техническое
регулирование будет разрабатываться с учетом международных стандартов и
рекомендаций и необходимости обеспечивать необходимый уровень
безопасности Российской Федерации.
Согласно обязательствам РФ будет обеспечивать необходимый уровень
транспарентности законодательства и практики регулирования внешней
торговли в России. Все нормативные акты общего применения, регулирующие
торговлю, будут публиковаться в официальных источниках, и не будут
вступать в силу до момента их официальной публикации. Кроме того, при
разработке нормативных правовых актов Россия будет предоставлять всем
заинтересованным лицам возможность в течение разумного периода времени
представить свои комментарии и предложения по проектам таких актов до
того, как эти акты принимаются. Это призвано обеспечить надлежащий
уровень предсказуемости правовой среды в Российской Федерации.
Обязательства по поддержке сельского хозяйства отличаются от
стандартных обязательств, которые принимались другими странами,
присоединявшимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом,
присоединяющаяся страна "связывает" общий объем поддержки, искажающей
торговлю, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и
сокращает в течение короткого периода после присоединения.
Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять 9 млрд
долларов, что более чем в 2 раза превышает уровень, который был бы
разрешен России в соответствии со стандартными правилами. Затем
разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018
года – будет "связан" на нынешнем уровне. Кроме того, Россия
подтвердила, что после присоединения к ВТО /как и в настоящее время/ не
будет использоваться экспортные субсидии сельскому хозяйству.
Что касается США, то, пока не будет отменена поправка
Джексона-Вэника, нормы ВТО не могут применяться в торговле с этой
страной. Это означает, что торговля с этой страной будет регулироваться
действующим двусторонним торговым соглашением.
Российская Федерация подала заявку в ВТО в июне 1993 года. Рабочая
группа по присоединению РФ к ВТО была создана 16-17 июня 1993 года.
Первое заседание рабочей группы состоялось в июле 1995 года. В период с
1995 года Рабочая группа официально провела 31 заседание. Имело место
ряд неофициальных встреч. Три раза сменялся председатель Рабочей группы:
Уиллиам Россир /Швейцария/ с 1995 по 2000 годы, Карэ Брын /Норвегия/ с
2000 по 2003 годы, Стефан Йоханессон /Исландия/ с 2003 по 2011 годы.
Заключительное заседание РГ состоялось 10 ноября 2011 года в Женеве,
на нем был одобрен пакет документов по вступлению России в ВТО, после
чего было объявлено о роспуске РГ. В пакет документов входят доклад РГ,
где изложены все права и обязательства, которые Россия принимает на себя
по итогам переговоров, список обязательств по тарифным уступкам в
области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства, перечень
обязательств по услугам, протокол о присоединении. Окончательно вопрос о
вступлении был решен на министерской конференции ВТО в Женеве 16
декабря 2011 года, присоединение РФ к ВТО было одобрено единогласно. 10 и
18 июля 2012 года протокол о вступлении РФ в ВТО одобрила Госдума и
ратифицировал Совет Федерации, 21 июля закон о ратификации протокола
подписал Президент Владимир Путин. По правилам ВТО, полноправным членом
организации страна становится через 30 дней после окончания
ратификационного процесса, т.е. 22 августа.
http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20120823_2