ТСЖ. Инструкция к применению
Содержание признаков криминальной ситуации в деятельности управленческого персонала товариществ собственников жилья и некоторые особенности их выявления
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2008, № 2 (9) 141
Маринкин Д.Н.
Управленческий персонал товариществ собственников жилья, вступая в сговор, изменяет истинное содержание первичных документов, искажает данные бухгалтерского и налогового учета, создавая резервы для последующих хищений денежных средств. В статье раскрывается содержание признаков криминальной ситуации в деятельности руководства товариществ собственников жилья, приводится комплекс оперативно-разыскных мероприятий и первоначальных следственных действий по их выявлению, фиксации и использованию в процессе доказывания преступной деятельности управленцев товариществ собственников жилья.
Российским законодательством, регулирующим сферу жилищно-коммунального комплекса, установлено три способа управления многоквартирными домами:
— непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
— управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
— управление управляющей организацией.
В настоящее время, несмотря на принимаемый Правительством РФ комплекс мероприятий по реорганизации и улучшению сложившейся ситуации, в жилищно-коммунальном комплексе имеют место следующие противоправные деяния:
— незаконное предпринимательство;
— уклонение от уплаты налогов с организации;
— хищение имущества и денежных средств, а также их нецелевое использование;
— взятки
и коммерческий подкуп руководителей государственных и муниципальных
структур в процессе распределения заказов управляющими организациями на
проведение
ремонтных работ жилищной инфраструктуры;
— банкротство управляющих организаций (компаний) как средство ухода от ответственности и невыполнение взятых на себя обязательств;
— легализация, то есть придание законной формы незаконно полученным в указанных случаях доходам.
В качестве субъектов криминальных схем в сфере жилищно-коммунального комплекса могут участвовать:
— руководители организаций, их бухгалтерские работники, кассиры;
— материально-ответственные лица управляющей организации;
— руководство и персонал (работники) подрядчиков по ремонту помещений;
— должностные лица администраций (органов местного самоуправления);
— собственники жилых помещений, которые могут быть связаны с подготовкой к хищению и легализации денежных средств и имущества;
— организаторы лжепредпринимательских структур, которые связаны с вышеуказанными субъектами.
Одним из основных звеньев, в которых могут быть реализованы определенные экономико-криминальные сферы, является товарищество собственников жилья. Согласно действующему законодательству ТСЖ ведут налоговый и бухгалтерский учет.
В силу того, что бухгалтерский учет ведется человеком, это объективно предполагает возможность ошибок, а также намеренных действий, например, по совершению бухгалтерскими работниками необоснованных учетных записей, арифметически неверных расчетов.
Товарищество собственников жилья является своеобразным управляющим посредником между собственниками квартир многоквартирного жилого дома и различными государственными, муниципальными и коммерческими структурами.
Оно получает доход:
— от платежей и взносов членов ТСЖ;
— от хозяйственной деятельности ТСЖ;
— от субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества дома, проведение текущего и капитального ремонта;
— от расчетов жильцов дома за коммунальные услуги;
— иного источника по законодательству России.
Реальный характер управления данными средствами зачастую идет вразрез с действующим законодательством и целевым назначением ТСЖ (прямо прописанным в уставе организации). Основанием для отражения информации в регистрах бухгалтерского учета о совершенных финансово-хозяйственных операциях являются первичные документы, составленные в момент совершения операции. Они проверяются в бухгалтерии по существу (соответствие операций плановым заданиям или сметным ассигнованиям, договорам, факт целесообразности и т. п.) и по форме (реквизиты, подписи ответственных лиц, отсутствие арифметических ошибок), а затем подписываются руководителем ТСЖ и главным бухгалтером.
На основании первичных составляются сводные документы учетного оформления (группировочные ведомости, расчеты, бухгалтерские справки, мемориальные ордера и т. д.). Из существующих форм бухгалтерского учета большинство ТСЖ (самостоятельноб) выбирает упрощенную форму с использованием ведомостей.
В соответствии с положениями ст. 346.11—346.25.1 НК РФ7 используются следующие ведомости учета:
— основных средств и начисленных амортизационных отчислений;
— производственных запасов и готовой продукции;
— затрат на производство;
— денежных средств и фондов;
— расчетов и прочих операций;
— реализации;
— расчетов с поставщиками;
— оплаты труда.
Немаловажным обстоятельством, влияющим на возможность различного рода злоупотреблений, является выполнение учетных функций одним человеком. Это объективно связано с небольшими объемами работ и приводит зачастую к совмещению функций кассира и бухгалтера.
Движение денежных средств в ТСЖ осуществляется через кассу с оформлением соответствующих приходных и расходных кассовых ордеров, книг учета принятых и выданных кассиром денежных средств (кассовая книга), платежных ведомостей, доверенностей, квитанций, кассовых отчетов.
Основой злоупотреблений субъектов криминальных схем с использованием вышеуказанных документов является сговор руководителя (председателя ТСЖ) и бухгалтера-кассира (тем более, что нередко это один человек) с последующим присвоением денежных средств и иного имущества.
О недобросовестном и откровенно криминальном манипулировании бухгалтерскими, кассовыми документами могут свидетельствовать следующие признаки:
— кассовая книга не пронумерована, не прошита должным образом, не подписана соответствующими лицами;
— ошибочно подсчитаны остатки денежных средств за день по книге;
— подменяются 1-й и 2-й листы книг;
— отсутствуют номера корреспондентских счетов либо имеет место несоответствие номеров книги номерам приходно-расходных ордеров;
— вместо раздельной нумерации приходных и расходных ордеров идет их сквозная нумерация;
— отсутствует подпись кассира в кассовых отчетах в подтверждение выдачи денег;
— отсутствует подпись бухгалтера в кассовой книге о ее проверке и получении ордеров;
— отсутствуют соответствующие реквизиты ордеров;
— отсутствуют оправдательные документы к ордерам (заявления, акты, справки, счета и т.п.);
— отсутствуют подписи кассира на ордерах и отметки на прилагающихся документах (оплачено);
— не выдаются квитанции к приходным ордерам, вносящим денежные средства в кассу лицам;
— отсутствует или не подкалывается к выписке из банка за соответствующее число квитанция, прилагаемая к приходному ордеру, при получении денег из банка в кассу;
— отсутствует расписка в получении денег лицом в расходном кассовом ордере;
— отсутствуют заявления, справки, оправдательные документы к расходным кассовым ордерам на материальную помощь, ссуды, займы;
— отсутствуют реквизиты, удостоверяющие личность работников, получивших денежные средства из кассы в расходных ордерах по разовым выплатам при подрядах, поручениях, гражданско-правовым договорам и т. п.
Так как операции по всем счетам осуществляются по расчетно-денежным документам установленных форм, ТСЖ осуществляют расчеты не только наличными денежными средствами через кассу, но и по безналичному расчету. В соответствующем финансово-кредитном учреждении имеются документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность ТСЖ, в том числе документы по учету заработной платы сотрудников.
Экземпляры документов в банке должны соответствовать документам самого ТСЖ и фактически осуществленным операциям. Вид, система оплаты труда, условия премирования, штатное расписание, повышение размеров тарифных ставок (окладов) — прерогатива самой организации (ТСЖ), но только в пределах заработанных на эти цели средств. Оплата осуществляется по Трудовому кодексу РФ и трудовым договорам. Зачастую трудовой договор подменяется в организации гражданско-правовым с целью занижения затрат на работников и налогообложение.
Руководители ТСЖ, их бухгалтерские работники, кассиры с целью последующих хищений и присвоений изменяют содержание документов — оснований для начисления заработной платы работников, например:
1) наименование документа;
2) дату составления;
3) наименование организации, составившей документ;
4) содержание хозяйственной операции;
5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
6) наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления;
7) личные подписи с расшифровкой указанных лиц;
8) иное (по ситуации и усмотрению руководства ТСЖ).
Помимо указанного, зачастую нарушается и установленный порядок начислений заработной платы:
— в штатное расписание вносятся несуществующие единицы;
— положение о премировании в организации, приказы и распоряжения о доплатах касаются отдельных сотрудников, либо их суммы необоснованно велики;
— договоры подрядов, поручений и акты приемки выполненных работ отсутствуют либо оформлены с нарушениями или с лжепредпринимательскими структурами;
— отсутствуют лицевые счета, налоговые карточки работников по учету НДФЛ либо существуют счета на несуществующих лиц;
— производятся необоснованные и незаконные (ст. 137 Трудового кодекса РФ) 12 удержания у отдельных сотрудников.
Также не исключается и подготовка своеобразного денежного резерва для его последующего хищения кассирами (бухгалтерами) ТСЖ с изменениями содержания ведомостей при получении в кассе сотрудниками денежных средств. Об этом свидетельствует:
— отсутствие подписи получателя;
— росписи не чернилами или шариковой ручкой;
— отсутствие указаний на депонирование неполученных средств работниками;
— неуказание в конце платежных ведомостей итогов выплаченных и депонированных сумм;
— отсутствие карточек лицевых счетов работников с отражением всех начислений и удержаний;
— отсутствие заявления на прием работников, их увольнения и соответствующих приказов;
— отсутствие табелей учета и использования рабочего времени;
— занижение размеров среднего заработка при выплате отпускных;
— неинформирование работников о составных частях их заработка;
— выплаты заработка один раз в месяц (Трудовой кодекс РФ указывает на два раза). Необходимо отметить, что основной доход ТСЖ формирует ежемесячная плата собственников жилых помещений:
— за содержание и ремонт жилого помещения (плата за услуги и работы по управлению домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту);
— за коммунальные услуги (за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
— обязательные платежи членов ТСЖ (указаны в уставе ТСЖ).
Согласно налоговому законодательству России доход должен облагаться налогами. Их исчисление и уплата — это проблемный момент для ТСЖ.
С января 2005 года ТСЖ обязаны уплачивать единый социальный налог. В настоящее время он составляет 26% от всего фонда оплаты труда и зачисляется в государственные внебюджетные фонды:
— Пенсионный фонд России (однако есть возможность выбрать и негосударственный фонд, но процент таковых граждан еще мал);
— Фонд государственного социального страхования;
— Фонд обязательного медицинского страхования.
Однако на практике ТСЖ уклоняются от уплаты этого налога путем заключения не трудовых договоров, а договоров на оказание различного рода услуг.
Не лишена проблем и уплата товариществами собственников жилья НДС. Согласно ст. 143 НК РФ ТСЖ должны платить НДС в установленных налоговым законодательством случаях
ров, работ, услуг). Согласно п. 7 ст. 168 НК РФ счетафактуры в данном случае не выставляются. Предусмотренные законодательством субсидии и льготы отдельным категориям граждан в настоящее время перечисляются на банковские счета граждан не позднее 10-го числа каждого месяца, а начисление и оплата услуг в ТСЖ производится в полном объеме.
Таким образом, товарищества собственников жилья обязаны предоставлять налоговые декларации по налогам и сборам исходя из целевого характера имущества и основных средств (к которым не относится дом, находящийся в управлении ТСЖ, то есть на свой баланс ТСЖ его ставить не имеет права, так как это частная собственность).
Доход при расчете НДС считается по первичным документам и документам налогового учета (счета 90, 91). Полученные доходы уменьшаются на сумму расходов — «прибыль организации» (от которой до января 2004 года исчислялся и налог с продаж для ТСЖ).
Но расходы могут быть необоснованными: экономически неоправданными, выраженными не в денежной форме, не подтверждеными соответствующими документами либо документами, не соответствующими фактически произведенным затратам.
Деятельность субъектов криминальных схем в ТСЖ влечет за собой возникновение определенных признаков, которые подлежат обнаружению в процессе оперативно-разыскного документирования и являются основой системы доказательств по уголовному делу. К таковым относятся:
— расхождения в документах по штатному расписанию работников;
— осуществление уборки придворовой территории и подъездов гастарбайтерами, а по документам другими лицами (в том числе расхождения в суммах оплаты);
— оформление работников по потерянным или похищенным паспортам;
— взимание оплаты тарифов регулярно без оказания услуг (отопление летом и т. п.);
— превышение тарифов ТСЖ в 2-3 раза, от установленных предприятиями ЖКХ (-энерго, -тепло и т. п);
— проведение работ по схеме многих субподрядов либо фирмами, не имеющими на это разрешений (либо не занимающимися таковыми работами в принципе);
— документальное несоответствие реальных объемов выполненных работ (визуально, при замерах и расчетах по договорам; использованы другие материалы);
— наличие офисов организаций в подвалах жилых помещений и на чердаках, в том числе отсутствие каких-либо мер безопасности в них (пожарные, технические, экологические);
— оплата жильцами услуг и тарифов ТСЖ наличными, в том числе дополнительные сборы наличными, а также частые расчеты управляющей организации наличными;
— отсутствие бухгалтерских и иных необходимых документов у ТСЖ, подрядчиков;
— несоответствие сумм денежных средств на счетах ТСЖ документам, наличие множества счетов;
— частые предоплаты и авансы подрядчикам, иным лицам и организациям, в том числе наличными;
— оплаты векселями несуществующих организаций либо вызывающих сомнение;
—частое заключение договоров с организациями из других регионов, в том числе зарубежными;
—необоснованные частые командировки сотрудников ТСЖ.
При выявлении указанных признаков криминальной ситуации в сфере жилищно-коммунального комплекса (в ТСЖ) эффективность процесса расследования напрямую зависит от успешности первоначальных следственных действий. К ним относятся:
— осмотр офисных помещений ТСЖ с изъятием бухгалтерской и налоговой отчетности; на практике он возможен как оперативно-разыскное мероприятие, проводимое до возбуждения уголовного дела, а его результаты могут служить поводом для принятия данного процессуального решения;
— допросы руководителя (председателя), бухгалтеров, кассиров и сотрудников ТСЖ, а также собственников домов, находящихся в управлении ТСЖ;
— выемки документов по счетам ТСЖ в обслуживающих их банках;
— осмотры документов, изъятых и полученных в ТСЖ, из банков, от контрагентов ТСЖ (в процессе выемок, обысков, по запросам);
— назначение и производство специальных исследований и судебных экспертиз (налоговая, судебно-бухгалтерская, экономическая и т. д.) по полученным документам и отчетности ТСЖ.
От быстроты и результативности этих действий зависит эффективность работы сотрудников правоохранительных органов по расследованию рассматриваемых преступлений. Тактико-методические схемы первоначального этапа расследования могут иметь особенности, связанные с количеством и качеством исходной информации. Как правило, основным источником информации являются собственники жилых помещений, которые имеют возможность непосредственно сопоставить ежемесячные суммы платежа и объем предоставляемых услуг.
Заинтересованным собственникам может быть предложена линия «конфликтного» поведения в процессе проводимого ТСЖ собрания. Объяснение правлением ТСЖ «сомнительных» расходов может быть зафиксировано заинтересованным собственником с использованием аудиозаписи. В дальнейшем эти материалы могут быть приложены к заявлению данного лица о признаках преступления.
Примечания
- См., например: Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / А.В. Афонина, Е.В. Гурьева, Л.П. Герасимова. — М., 2006. — С. 421.
- Подробнее об этом см.: Маринкин Д.Н. К вопросу о предупреждении преступлений в сфере жилищно-
А.В. Данеев. — Улан-Удэ, 2007. — Т. 1. — С. 212.
- О бухгалтерском учете подробнее см.: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 48. — Ст. 5369.
- Подробнее об этом см.: Судебная бухгалтерия и основы аудита: Учебник / Под ред. СП. Голубятникова. — М., 2004. — С. 199—205.
- См.: Постановление Правительства РФ «О первичных учетных документах» от 8 июля 1997 года № 835 // Российская газета. — 1997. — 23 июля.
- См.: Приказ Министерства финансов РФ «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» от 21 декабря 1998 года № 64н // Российская газета; Ведомственное приложение. — 1999. — 13 марта.
- См.: Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ // Российская газета. — 2000. — 10 августа.
- Подробнее об этом см.: Постановление Государственного комитета по статистике РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» от 18 августа 1998 года № 88 // Финансовая газета (Региональный выпуск). — 2005. — № 1.
9. См.: Положение Центрального банка РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3 октября 2002 года № 2-П // Вестник Банка России. — 2002. — 28 декабря.
- См., например: Актуальные вопросы регулирования труда в товариществах собственников жилья //Семейное и жилищное право. — 2008. — № 1. — С. 32.
- Подробнее
об этом см.: Постановление Госкомстата России «Об утверждении
унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его
оплаты» от 5 января 2004 года № 1 // Финансовая газета. — 2004. — Март.
— № 13.
- См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Российская газета. — 2001. — 31 декабря.
- См., например: Каков прирост? // Наши деньги (Нижний Новгород). - 2008. - № 6. - С. 14-16.
- Подробнее об этом см.: Постановление Правительства РФ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» от 14 декабря 2005 года № 761 // Собрание законодательства РФ. — 2005. — №51. — Ст. 5547.
http://www.2020snn.ru/articles.php?article_id=200