Организация на складах и в цехах использует автопогрузчики. Автопогрузчики работают на дизельном двигателе, в дорожном движении не участвуют. Облагаются ли данные автопогрузчики транспортным налогом? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Автопогрузчики, как таковые, не освобождены от обложения транспортным налогом, в том числе если они не участвуют в дорожном движении. Вместе с тем указанные автопогрузчики не являются объектом обложения, если не подлежат (или не прошли) государственной регистрации в качестве транспортных средств в соответствии с законодательством РФ. В ситуации, когда транспортные средства подлежат государственной регистрации, но не были зарегистрированы налогоплательщиком в установленном порядке, арбитражная практика неоднозначна. Однако с большой вероятностью можно говорить о том, что в этой ситуации неизбежны споры с налоговыми органами. При этом, напомним, не подлежат обязательной государственной регистрации ТС с объемом двигателя до 50 куб. см. (включительно). Обоснование вывода: Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ). Из содержания ст. 358 НК РФ следует, что автопогрузчики, в том числе предназначенные для выполнения погрузочно-разгрузочных работ внутри предприятия без выезда на дороги общего пользования, как таковые, не исключены из объектов обложения транспортным налогом. Обязанность регистрации транспортных средств (далее - ТС) автовладельцами установлена постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938). При этом, как следует из п. 1 Постановления N 938, обязательность регистрации не распространяется на автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания до 50 куб. см (включительно) или максимальной мощностью электродвигателя до 4 кВт. Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утверждены приказом МВД России от 24.11.2008. N 1001) (далее - Правила регистрации) также не распространяются на упомянутые ТС, а также на ТС с максимальной конструктивной скоростью до 50 км/час и прицепы к ним, в том числе предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (п. 1 Правил регистрации). Отметим, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) автопогрузчики выведены за рамки вида основных средств с кодом 14 2915020 "Оборудование подъемно-транспортное подвижное (кроме автопогрузчиков)" и выделены как отдельный вид основных фондов с кодом 14 2915540 "Автопогрузчики". Из вышеизложенного следует, что автопогрузчики, исходя из своих технических характеристик подлежащие обязательной регистрации в соответствии с положениями Постановления N 938 и Правилами регистрации, подлежат обложению транспортным налогом. Об этом, в частности, говорится в письме Минфина России от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35. То есть, если автопогрузчики не подлежат обязательной регистрации в соответствии с законодательством РФ, то в таком случае они не являются объектами обложения транспортным налогом. Однако, тем не менее, и в такой ситуации возможны споры с налоговым органом. Хотя суды поддерживают позицию налогоплательщика. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 08.12.2008 N КА-А40/10120-08, суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал на следующие признаки объектов ОС, в силу которых они не являются объектами обложения транспортным налогом. В частности, спорные ТС (портальные краны, автоконтейнеровозы, специализированные автопогрузчики для контейнеров и т.п.): 1) не имели паспортов самоходной техники; 2) не были зарегистрированы в установленном порядке в органах Гостехнадзора и ГИБДД, следовательно, не являлись ТС, используемыми на дорогах общего пользования. Вывод суда был обоснован, в частности, ссылками на ст. 358 НК РФ, нормы Постановления N 938. ФАС Центрального округа в постановлении от 25.04.2006 N А48-1284/05-19 также указал, что ТС, не прошедшие регистрацию в установленном порядке, не могут являться объектом налогообложения транспортным налогом, а неисполнение организацией обязанности по их регистрации не может являться основанием для доначисления транспортного налога в связи с отсутствием объекта налогообложения. Вместе с тем в случае, если организация не будет облагать транспортным налогом автопогрузчики, не зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, но подлежащие такой регистрации, то в таком случае существует риск возникновения спора с налоговым органом. Примером тому может служить постановление ФАС Московского округа от 31.05.2006 N КА-А41/4543-06 (несколько раннее по сравнению с вышеприведенным постановлением того же суда). Судьи указали, что поскольку спорные транспортные средства подлежали регистрации в установленном порядке в Гостехнадзоре в соответствии с Постановлением N 938, то они в соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ признаются объектом налогообложения транспортным налогом и, соответственно, их владелец является плательщиком указанного налога. То обстоятельство, что указанные транспортные средства фактически не были зарегистрированы налогоплательщиком, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога, пени и налоговых санкций, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ. Напомним также, что нарушение правил государственной регистрации ТС всех видов, механизмов и установок в случае, если такая регистрация обязательна, может быть основанием для привлечения организации к административной ответственности (ст. 19.22 КоАП РФ). Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Гильмутдинов Дамир Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Мягкова Светлана
|