Как оценить стартап-компанию
Стартап (start-up - запуск) - это компании с короткой историей деятельности на рынке. Созданы они недавно и находятся на начальной стадии развития либо вообще на стадии исследования перспективы отраслевого рынка. Поначалу термин охватывал исключительно Интернет-компании или бизнес в сфере IT.
Современные стартапы популярны не только в области бизнеса, связанного с высокими технологиями. Вот уже более десятилетия наблюдается бум стартапов, который не спадает, несмотря на рискованность инвестиций в них. Особенностью стартапов специалисты считают то, что они не нацелены на агрессивные маркетинговые и PR-методы собственной раскрутки на рынке. фирмы. В сфере информационных технологий, например, стартапы могут создаваться на длительный срок и с отдаленным сроком выхода на рынок. Например, сначала продукт будет создаваться, а только после успешных испытаний его начнут выводить на рынок.
К сожалению, авторы стартаповских проектов и инвесторы не всегда, в силу разных причин, способны поставить сотрудничество на уровень правовых и экономических взаимоотношений. Вот почему оценка экономического потенциала стартапа и его целевой группы имеет важное значения для обеих сторон партнерства.
Независимая оценка бизнес-проекта важна для начала любого бизнеса. Для стартапа ее значимость играет еще более значительную роль.
Вопрос оценки денежной составляющей стартапа, несомненно, не может не беспокоить обе стороны. Для автора проекта в равной степени с инвестором равно важно оценить не только текущие затраты на время работы над проектом, но и его ожидаемую рыночную цену, и то, какую прибыль он сможет приносить в перспективе.
Что касается самой идеи, то в случае, если она не является законным образом оформленной интеллектуальной собственностью (патент, авторское свидетельство, лицензия и т.д.), ее стоимость равна нулю. В данном случае оценке подлежит только творческий потенциал автора или команды, работающей над проектом, и предпринимательская инициатива. Авторам и инвесторам гораздо важнее - оценить стоимость каждого промежуточного этапа работы для инвестирования и конечную стоимость проекта.
Оценка стоимости бизнеса отличается от оценки стартапа. Основные факторами привлекательности стартапа для инвестора специалисты называют разумность и востребованность проекта, возможность контроля за ходом разработок, предполагаемая прибыльность проекта в результате капитализации продукта стартапа, стабильность динамики роста данного бизнеса в перспективе, возможность выхода из проекта в случае неудачи.
Естественно, цель любой инвестиции - получение дохода от вложений. По большому счету, деньгам без разницы – где работать, важно приносить прибыль своему владельцу, причем, достаточного для него уровня. Это тот уровень, который обеспечивают малорискованные вложения (банковские депозиты, акции «голубых фишек», вложения в недвижимость и др.). Разумеется, инвестиции в стартап повышают риск вложений, но и прибыль может быть высокой в перспективе.
Так называемый консервативный доход в нашей стране стабилизировался на уровне 10% годовых. Стартапы могут как принести потери, так и небывало обогатить своего инвестора. Дело в том, что в России доля успешных стартапов составляет 1/10 часть. Учитывая долю инвестора в прокте, средний срок выхода готового продукта стартапа, составляющий три года, то с учетом всех рисков доходность денежных вложений может составить от 200% до 500% годовых. Это означает, что ожидаемая динамика роста инвестиций шести-пятнадцатикратной!
Совершенно очевидно, что ни один из традиционных подходов в оценке бизнеса (рыночный, доходный, на основе активов) не способен дать объективной оценки эффективности вложений в стартап. Между тем и другим существует важное принципиальное отличие, суть которого состоит в том, что если стабильная компания стремится к стабильной доходности, доходность стартапа стремится к фантастическим доходам.
Профессиональные оценщики хорошо понимают, что в оценке стартапа главным является не оценка текущего финансового состояния проекта, а оценка его будущего состояния на каждом из этапов с учетом возможных рисков.
Источник Консалтинговая группа Апхилл
http://www.uphill.ru/poleznaya-informaciya/239-kak-ocenit-start-up-kompaniju.html