Среда, 6 октября 2010
От устрожения рекламы пива алкоголики умирать не перестанут
Минздравсоцразвития внесло в правительство РФ законопроект об ограничении рекламы слабоалкогольных напитков. Эксперты в оценке предложенных мер разделились: если одни считают их «полезными», то другие полагают, что это не более чем «имитация деятельности».
Минздравсоцразвития по поручению президента подготовило проект поправок в закон «О рекламе», которые предусматривают ограничение рекламы слабоалкогольной продукции. Как сообщила во вторник, 5 октября, глава министерства Татьяна Голикова, документ внесен в правительство «буквально вчера». Поясняя для участников научно-практической конференции «Наркология 2010» необходимость принятия законопроекта, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова назвала ситуацию с алкоголизмом в России «устрашающей».
Каждый россиянин в среднем в 2009 году выпивал 15,1 л алкоголя (в пересчете на чистый спирт), включая младенцев и беременных женщин. В 2008 году цифра была по 18 л на душу населения, но и теперь количество выпиваемого алкоголя вдвое больше предела, опасного для популяции. «По данным ВОЗ, если потребление чистого алкоголя на душу населения превышает 8 л в год, то это уже опасно для здоровья населения,— пояснила министр. Каждый добавочный литр сверх определенного ВОЗ предела сокращает жизнь мужчины на 11 месяцев, а женщины— на четыре месяца». По словам Татьяны Голиковой, в структуре продажи алкогольной продукции 80% приходится на пиво, 13%— на водку и ликероводочные изделия, 6%— на вино и 1%— на коньяк.
По словам Голиковой, «уровень распространения алкоголизма и наркомании по регионам неоднородный». 18 регионов имеют низкий уровень распространения алкоголизма, алкогольных психозов и наркомании. В 11 территориях на фоне низкого показателя распространенности алкоголизма, отмечен высокий уровень наркомании. В 14 регионах распространение алкоголизма и наркомании зафиксировано выше среднего по России: Тюменская, Томская, Астраханская, Самарская, Челябинская, Амурская, Ульяновская, Ленинградская области, Хабаровский край, Ямало-Ненецкий АО, Приморский край, Алтайский край, Пермский край и Республика Адыгея. Что же предлагает Минздравсоцразвития
Судя по документам, переданным GZT.RU ведомством, предложено прежде всего изложить содержание статей 21 и 22 федерального закона в новой редакции. В них содержится запрет рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, с содержанием объемной доли этилового спирта крепостью 5 и более процентов. Такая реклама будет разрешена исключительно в «печатных изданий, специализирующихся на вопросах производства и оборота алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Закон позволит рекламировать такие напитки «в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется специализированная розничная торговля алкогольной продукцией, пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, в том числе в дегустационных залах таких объектов». Новая редакция также предлагает запретить «проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе», нельзя будет писать в рекламе о том, что такие напитки содержат БАД и витамины, а возможно только включение информации о безвредности. Законопроектом «вводится запрет на рекламу о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение такой алкогольной продукции. Также налагается запрет „на использование торговых марок, служащих для индивидуализации алкогольной продукции, на других видах товаров, не являющихся алкогольной продукцией".
Будет ли результат?
«От поправок мы ждем снижения „пивной нагрузки на население",— сказал GZT.RU главный нарколог Минздравсоцразвития, руководитель директор Московского научно-практического центра наркологии Евгений Брюн.— Сегодня и идеология борьбы с алкоголизмом есть, и научный разработки, и по кадрам мы почти готовы, отсутствует достаточная законодательная база и…волевое решение». главный нарколог Минздравсоцразвития, руководитель директор Московского научно-практического центра наркологии Евгений Брюн
Профессор Брюн пояснил, что имеет в виду законодательное присоединение пива к алкогольным напиткам, что, по его мнению, даст решающие результаты в борьбе с пивным алкоголизмом. «Я говорил с Герасименко, (депутат ГД РФ, зампред комитета по охране здоровья.— GZT.RU) он с нами согласен, но решения пока нет»,— сказал профессор Брюн. В 2011 году служба главного нарколога должна будет организационно по-новому выстроить оказание помощи наркологическим больным, в соответствии с требованиями Минздрава, чтобы, во-первых, количество больных, приходящих реабилитацию, стало больше 2%, а во-вторых, чтобы улучшить низкую пока эффективность лечения. Так что волевое решение о присоединении пива к алкоголю помогло бы службе справиться с поставленными задачами. Внимание государства снижает алкоголизм
«Лучше поздно…,— заметила в адрес поправок директор НЦ наркологии, профессор Евгения Кошкина.— Давно надо было принять решение по алкоголю крепче 5 градусов». На вопрос, когда может быть принято решение включить пиво в список алкогольных напитков, профессор Кошкина ответила, что это может случиться в 2011 году. «Любое внимание и государства к проблеме алкоголизма снижает потребление алкоголя,— сказала эпидемиолог ,- даже от перенесения рекламы на более позднее время, на запрет использовать образы молодежи есть такой эффект. Все цивилизованные страны имеют такие ограничения». Кто замахнется на «Русский стандарт»?
Предложенные Голиковой меры по продажам пива и слабоалкогольных напитков вовсе не ударят, уверен директор аналитического Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. директор аналитического Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
Если речь идет о запрете напитков свыше 5 градусов, то пиво останется на телеэкране. Ведь 97–95% пива на рынке имеет крепость до 5 градусов»,— отмечает эксперт. Правда, слабоалкогольные коктейли сегодня имеют диапазон до 9 градусов, но поскольку их крепость собираются законодательно ограничить до 5–7%, это также в итоге скажется на них лишь косвенно. Также не считает Дробиз эффективным запрет рекламы в СМИ. Он отмечает, что аналогичные меры были введены в начале этого года на Украине. «Но из этого ничего не вышло: из самих изданий реклама исчезла, но многие из них теперь выходят со специальными алкогольными приложениями— формально отдельными изданиями, посвященными алкоголю»,— отмечает Дробиз. В свою очередь, рекламных дегустаций слабого алкоголя, которые также хочет ограничить ведомство Татьяны Голиковой, сегодня проводится очень мало, указывает Дробиз. Не новость и запрет зонтичных брендов (использование одного бренда на разных товарах). «Что сегодня делать с водкой и банком под брендом „Русский стандарт"?,— спрашивает эксперт.— Неужели кто-то посмеет запретить банку так называться?» Проект сырой и неграмотный, резюмирует Дробиз: его авторам, по мнению эксперта, нужно отчитаться, что они участвуют в антиалкогольной компании. Он не исключает также, что здесь замешано лоббирование чьих-то интересов. Напомним, что ранее в представители Союза пивоваров не раз обвиняли авторов законопроектов, направленных на сокращение рынка пива, в том, что они делают это в пользу производителей крепких напитков— главным образом, водки. Имитация деятельности
Ряд других экспертов не менее категоричен в оценках. «Поправки эти дадут очень ограниченный эффект, а на смертность населения совсем не повлияют, на нее влияет именно крепкий алкоголь»,- прокомментировал GZT.RU инициативы ведомства эксперт института «Открытое общество», сопредседатель российской коалиции «За контроль над алкоголем» Кирилл Данишевский. Эксперт не исключил, что принятие мер против производителей слабого алкоголя могут быть результатом вмешательства в политику государства «водочного лобби», которое существенно сильнее, и к тому же, по его словам, аффеллировано с властью. эксперт института «Открытое общество», сопредседатель российской коалиции «За контроль над алкоголем» Кирилл Данишевский Особенно заинтересованы в процветании производителей крепкого алкоголя некоторые губернаторы. «Те, кто похитрее, продают продукцию в соседние регионы, чтобы своих не спаивать. Внутри же отрасли с одной стороны „пивняки", а с другой „водочники" продавливают через gравительство РФ свое видение не очень серьезных мер,— сказал Данишевский.— А государство заинтересовано, чтобы у обеих ветвей „все было в шоколаде", комфортно, чтобы оба сектора росли и не конкурировали». «Сейчас „пивняки" предпримут меры по снижению процента алкоголя в части напитков, и все. Так что, на мой взгляд, это только видимость серьезных шагов,— продолжил Данишевский.— Государству выгодно держать слабый и крепкий алкоголь в разном правовом поле, поскольку иначе преференции одному цеху ухудшат положение второму, серьезных же ударов по отраслям не делается, хотя вроде бы меры принимаются, и они представляются как „политические решения". При этом остаются возможности насыщения бюджетов и возможности поборов». Именно поэтому, по мнению эксперта, не принимается решение причислить пиво к алкоголю: даются отговорки, что пострадает малый бизнес, поскольку при принятии такого решения многие торговые палатки придется закрыть.
Авторы: Илья Зиненко, Ирина Власова
http://www.gzt.ru/topnews/business/-ot-ustrozheniya-reklamy-piva-alkogoliki-umiratj-/328220.html?from=bubblematerial
|