Обналичь мелодиюПотребители заплатят налог на защиту авторских прав. Большую часть денег авторы не получат
Два года назад убили директора «Российской фонографической ассоциации»
Вадима Ботнарюка. Его компания занималась охраной авторских прав, а не
торговала нефтью или автомобилями, но оказалось, что это дело тоже
опасное. После убийства Ботнарюка его компания практически ушла с рынка.
Сейчас сбором денег с баров и ресторанов, где исполняются музыка и
песни, занимаются Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская
организация интеллектуальной собственности (ВОИС). На прошлой неделе их
дочерняя структура — Российский союз правообладателей (РСП) — получила
право освоить еще финансовый поток покрупнее: сборы с производителей и
импортеров электроники и чистых носителей данных. Это как минимум $100
млн в год. До авторов песен и фильмов может дойти только 15% этой суммы.
А может, и вообще ничего.
До 2008 года защитой авторских прав в России занимались все, но толком —
никто. Правовую революцию совершила четвертая часть Гражданского
кодекса. В ней детально описывалось, как надо собирать деньги за
публичное воспроизведение музыки, фильмов и других фонограмм и кто это
должен делать. Законодательство приспосабливали к нормам ВТО: США,
страдавшие от российского пиратства, грозились не пустить Россию в
организацию, если она не будет защищать интеллектуальную собственность.
Но механизм получился замысловатый. Чиновники сами не взялись
контролировать все концертные площадки. Эту функцию по конкурсу получили
специально аккредитованные организации, у которых есть стимул: часть
сборов они оставляют себе. В конце концов все наладилось: каждое
объединение определило для себя фронт работы. К примеру, созданное еще в
1993 году Российское авторское общество стало собирать дань с театров,
концертных площадок, ресторанов и отдавать эти деньги тем, кто написал
песни.
А в прошлый понедельник Росохранкультуры определила, кто будет
контролировать взимание налога с электроники и носителей информации. По
данным источников Newsweek, им стал Российский союз правообладателей.
Среди его учредителей те же РАО и ВОИС, а также Союз кинематографистов
Никиты Михалкова, который уже несколько лет выступает за введение
антипиратского налога с импортных носителей информации. Пока все
защитники авторских прав будут распределять около 6,5 млрд рублей в год.
А ведь сейчас сборы платят далеко не все, и через несколько лет эта
сумма может вырасти в несколько раз. На что пойдут эти деньги?
ЗА МАКАРЕВИЧА ЗАПЛАТИШЬ
Как только в 2008–2009 годах РАО и ВОИС получили государственную
аккредитацию, по барам, ресторанам и гостиницам начали ходить
«авторские» патрули и проверять, какая играет музыка и отчисляется ли за
ее исполнение авторский сбор. Как правило, владельцы этого не делали,
но чтобы не доводить дело до суда, соглашались подписать договор. В
Оренбурге произошел курьезный случай. Инспекция РАО наведалась в рок-бар
Underground. Услышав песню «Время, назад!» группы «Сплин», выписала
штраф за нарушение. Лидер группы Александр Васильев написал для
владельцев бара разрешение: использовать песню до тех пор, «пока
Вселенная не начнет сжиматься». От штрафа бар спасли. Но договор с РАО
все равно пришлось заключить.
Больше всего достается организаторам концертов. Кроме гонорара
артистам, им приходится платить и РАО, которое потом так же выплачивает
вознаграждение исполнителям. Такая история произошла с концертом Андрея
Макаревича в Оренбурге в 2009 году. После его выступления организаторам
пришлось заплатить и РАО. «Когда Макаревич играет концерт, он исполняет
песни, автором которых является не только он. Но даже за его песни,
помимо гонорара, ему полагается и авторский сбор. Таков закон и мировая
практика», — объясняет гендиректор ВОИС Андрей Кричевский.
РАО занимается сбором и защитой авторских прав, то есть тех, кто
непосредственно написал произведение. Созданная РАО дочерняя организация
ВОИС работает на рынке смежных прав. То есть распределяет выплаты между
исполнителями и изготовителями фонограмм. Два года назад в состав
совета ВОИС вошел бывший министр культуры Александр Соколов. Его
появление в организации связывают с очень выгодным для ВОИС контрактом. С
2009 года РЖД перечисляют ВОИС и РАО по $7,2 млн — это за всю музыку,
которая звучит в поездах и на вокзалах.
«Люди поняли, что за использование авторских произведений надо
платить», — заключает Александр Логвиненко, гендиректор «Равноправного
фонографического альянса», бывшей «Российской фонографической
ассоциации». Постепенно многие крупные компании — ретейловые сети,
гостиницы — заключили договор с РАО и ВОИС. И стали отчислять каждый
месяц небольшие суммы. В среднем это около 120 рублей со стула в кафе,
рассказывает Логвиненко. На радио и телевидении действуют другие
расценки. Но они тоже не обременительны — около 1,5% от суммы рекламных
доходов. Методики, по которым рассчитывают сборы, составляют сами
авторские общества.
ГОНОРАР С БОЛВАНКИ
Российский союз правообладателей, созданный при участии РАО, ВОИС и
Союза кинематографистов Никиты Михалкова, рассчитывает в первый год
работы получить с импортеров электроники и носителей около $100 млн —
если, конечно, таможенники помогут. РСП предлагает впускать товар в
Россию только в том случае, если импортер оплатит авторский сбор — 1%
стоимости. Правда, величина сбора еще должна быть утверждена специальным
решением правительства.
Сами импортеры не в восторге. Повышение цены на 1,18% (авторский сбор
плюс НДС), конечно, не будет заметно. «Но так можно все что угодно
обложить налогом в 1%. И кто-то на этот 1% будет хорошо жить», — говорит
генеральный директор «Евросети» Александр Малис. Фактически вводится
новый налог. «Но налоги взимает государство. Я бы понял, если бы
государство эти деньги направило на поддержку авторов. А так эти деньги
пойдут организации», — отмечает Малис.
Его опасения не безосновательны. РСП действительно будет жить неплохо.
По уставу, организация может тратить до 25% сборов на обеспечение своей
деятельности. А это уже $25 млн в год. Кроме того, до 60% может быть
направлено в специальный фонд, который займется «поддержкой национальной
культуры». Что это будет за фонд, кто его будет контролировать и как
распределять средства — неизвестно. «Если правообладатели, учредившие
РСП, решат, что это надо сделать, — фонд будет создан», — говорит
Кричевский.
Авторов это также беспокоит. «Я не знаю, как будет построен механизм
распределения, — рассказывает писатель Григорий Остер. — Это такая яма,
куда будут стекаться деньги». А вот получат ли что-то из этой «ямы»
авторы, он не уверен.
КАК ОБМАНУТЬ АВТОРА
Действительно, бизнес на авторских правах прозрачностью никогда не
отличался. РАО было создано с одобрения Бориса Ельцина еще в 1993 году.
Авторские сборы — относительно легкий и прибыльный бизнес, и за эти
деньги развернулась настоящая война.
Поскольку РАО в те времена была единственным защитником авторских прав,
битва шла за пост ее директора. Занять его хотел предприниматель Ахмед
Тагибов, вошедший в правление общества в 1994 году, и его конкуренты —
семья Федотовых. Вера Федотова была начальником отдела валютного
контроля РАО. Потом в эту же организацию был устроен ее сын — Сергей
Федотов. В 1999 году Тагибов устранили с поля боя практиковавшимся тогда
способом: его арестовали по подозрению в вымогательстве средств у
руководителя РАО Владимира Твердовского, а при задержании нашли героин.
Сейчас Тагибов уверен, что его заказали бывшие коллеги, а наркотики
просто подбросили. В тюрьме он провел 10 месяцев. В 2000 году его
обменяли на пятерых российских солдат, находившихся в чеченском плену.
Тагибов сегодня достаточно откровенно рассказывает, как делались дела в
конце 1990-х. По его словам, $25 млн, поступивших тогда от правительства
в счет выплаты гонорарам западным авторам за исполненные в России
произведения, в итоге просто исчезли.
В 2008 году против РАО — с 2002 года общество возглавил Сергей Федотов —
было возбуждено уголовное дело. Тагибов рассказывает, что Федотовы
вывели из состава общества музыкальное издательство «ММИ Гармония» и
оформили его на себя. «Да, было возбуждено уголовное дело, полагаю, что
его инициатором был господин Тагибов. Но оно было прекращено в связи с
отсутствием состава преступления», — уточняет Кричевский. Действительно,
ООО «ММИ Гармония» было выделено по решению РАО, а потом часть
издательства продали частным лицам, чтобы получить деньги на развитие.
«При этом якобы был похищен нотный архив. Следствие удостоверилось, что
он не похищен, а находится в РАО до сих пор», — говорит Кричевский.
Эксперты на рынке считают, что и со своими основными обязанностями
защитники авторских прав справляются плохо. То есть собирать деньги они
научились, а вот с распределением гораздо хуже. Есть несколько способов
обмануть авторов. Во-первых, просто не поставить в известность о том,
что деньги для них собраны. Через три года автор их уже и не получит —
прошел срок давности. Во-вторых, можно выделять деньги не тем
исполнителям, кто на самом деле их заработал. Ведь далеко не все
рестораны ведут статистику — какие песни звучали в течение месяца. Если
таких данных нет, то ресторан просто отчисляет некую сумму, а сколько
получит Леди Гага, а сколько какая-нибудь звезда российского шансона,
определяет РАО или, если речь идет об исполнителях чужих произведений,
ВОИС. Впрочем, Кричевский подчеркивает, что есть объективная методика.
Часть площадок все-таки дают статистику, и можно понять, чьи записи
сейчас входят в топ. Анонимные деньги распределяются пропорционально
между 120 самыми популярными фонограммами. И, наконец, есть схема
прямого обмана. Можно просто придумать авторов и перечислять им деньги
за никогда не написанные песни. «Мне кажется, что большинство таких
авторов имеют прописку на Северном Кавказе», — шутит один из экспертов.
Когда деньги начнут собирать с пустых дисков, встанет та же проблема
распределения. «Как будут определять, на скольких дисках, ввезенных в
Россию, будут записаны мои произведения или произведения Эдуарда
Успенского?» — недоумевает Остер.
Автор: Алексей Савкин http://www.runewsweek.ru/article/dengi/24773-obnalich-melodiyu
|