Интернет-магазины будут вынуждены выписывать
чеки в момент передачи заказа своим клиентам, а не задним числом, как
зачастую происходит сейчас. Делать это их обязала Федеральная налоговая
служба (ФНС). Закупать кассовые аппараты для своих курьеров придется не
только онлайн-ритейлерам, но и службам доставки, с которыми они
работают.
О том, что ФНС обязала онлайн-ритейлеров выдавать покупателям чеки,
время покупки на которых должно совпадать с реальным, говорится в письме
службы от 10 июля "О применении контрольно-кассовой техники".
Отклонение времени на контрольно-кассовых машинах не должно превышать
пяти минут от времени заказа, следует из письма за подписью
замруководителя ведомства Светланы Андрющенко. Фактически это означает,
что все курьеры, услугами которых пользуются интернет-магазины при
доставке товаров, должны будут иметь при себе кассовые аппараты. Иначе
компании грозит штраф в 30-40 тыс. руб. Раньше то, что покупатели
получали товарные чеки, напечатанные еще до вручения им заказа "задним
числом", правилам не противоречило.
По оценкам Data Insight, объем розничной электронной торговли в 2012
году достиг 405 млрд руб. ($13 млрд), за год рост составил 27%. В России
22 млн интернет-покупателей, в 69% случаев россияне предпочитают
расплачиваться наличными.
Сейчас большая часть рынка не готова к новым правилам, полагает
президент Ассоциации компаний интернет-торговли Сергей Румянцев. По его
мнению, более 80% рынка находится в тени и остается непрозрачным для
налоговых органов, что ведет к недобросовестной конкуренции, уходу от
налогов и продажам "серого" товара. "Оснащение курьеров кассовым
оборудованием в очередной раз доказывает, что инфраструктурные
долгосрочные вложения необходимы в любом серьезном бизнесе и что
интернет-торговля иногда не менее затратна, чем классический ритейл",—
заключает господин Румянцев.
С ним не соглашается сооснователь Wikimart Максим Фалдин. "Сейчас
интернет-ритейлеры в массе своей выручку не скрывают: "серые" компании
не платят зарплатные налоги, выплачивая зарплаты в конверте. В этом их
главная "экономия", и чеки здесь ни при чем",— настаивает он. По мнению
господина Фалдина, ФНС борется с прошлым, когда недобросовестные
предприниматели либо не печатали чеки в каких-то случаях, либо
использовали приемы, позволяющие обнулять некоторые трансакции. "Наши
курьеры давно работают с кассовыми аппаратами",— заверяют в пресс-службе
интернет-гипермаркета Ozon.ru. По данным компании, в Москве на
курьерскую доставку и пункты выдачи заказов приходится по 50%, в
Петербурге — 25% и 75% соответственно, в регионах лишь 10% заказов
доставляет курьер. 80% заказов оплачиваются наличными при получении.
"Мы не разделяем общей паники по поводу новых правил: это не столь
большие расходы, чтобы они могли серьезно отразиться на бизнесе",—
продолжает гендиректор "Сотмаркета" Всеволод Страх. По его словам,
предписание ФНС могло бы ударить по мелким интернет-магазинам (средняя
рыночная стоимость кассового аппарата — около 10 тыс. руб.), но они в
большинстве своем не держат собственную службу доставки и работают с
подрядчиками.
"То есть нагрузка ляжет на курьерские компании, которым в случае
отсутствия этой опции придется дооснастить курьеров кассовыми
аппаратами",— говорит господин Страх. В "Сотмаркете" добавляют, что свои
службы инкассации есть у крупных фирм экспресс-доставки — DHL, TNT,— но
из-за дороговизны интернет-магазины не пользуются услугами компаний
такого ранга. В отделениях "Почты России", отмечают в Enter, покупателю
выдается квитанция, которая является платежным документом, а значит,
новые требования ФНС соблюдаются.