В Правительстве Ставропольского края состоялось заседание Экспертного совета при Уполномоченном при Губернаторе Ставропольского края по защите прав предпринимателей. Лидеры бизнес-объединений, эксперты в области юриспруденции, руководители ведущих правозащитных компаний, общественники и представители исполнительной власти под председательством Николая Сасина анализировали ситуацию, в которой окажется бизнес уже в следующем году, в связи с изменением порядка налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности, применяющих спецрежимы (УСН и ЕНВД).
В работе Экспертного совета приняли участие председатель комитета Думы Ставропольского края по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Тимофей Богданов, заместитель министра экономического развития Александр Долин, представители министерства финансов Ставропольского края, предприниматели и СМИ.
Тема для обсуждения продиктована наиболее остро стоящими перед бизнесом вопросами, грозящими самыми неблагоприятными последствиями в связи с непосильным налоговым бременем. С 1 января 2015 года для субъектов предпринимательской деятельности, применяющих специальные налоговые режимы – упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, будет введена дополнительная обязанность по уплате налога на имущество организации в отношении объектов недвижимости, где налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, которая зачастую выше рыночной.
В число таких объектов входят административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Учитывая, что основными пользователями упрощенных режимов налогообложения являются субъекты малого и среднего предпринимательства, занятые в социально-значимых сферах торговли, общественного питания и бытовых услуг, нагрузка по уплате этого налога, в том числе косвенно через уплату арендной платы, для них кратно вырастет.
Для того чтобы новый порядок реально заработал, региональные власти должны:
- провести кадастровую оценку недвижимости и утвердить ее результаты;
- до 1 декабря внести изменения в региональные законы о налоге на имущество организаций;
- до начала следующего года утвердить и разместить на своих официальных сайтах перечень объектов недвижимости, в отношении которых налог будет взиматься с кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 11 октября 2012 г. №376-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края. Однако в настоящее время законодательством Ставропольского края не определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как их кадастровая стоимость, а также не внесены необходимые изменения в региональный закон.
Основным докладчиком на заседании Экспертного совета выступила общественный омбудсмен по вопросам кадастра и землепользования Ольга Стукалова, которая обозначила ключевые итоги своей работы в области кадастра, основанные на анализе сложившейся ситуации в Ставропольском крае. «Несмотря на обещания откорректировать арендными ставками сумасшедшие суммы кадастровой стоимости, произошло обратное, - подчеркнула она, - ярким примером служит город Ставрополь, где в среднем кадастровая стоимость была увеличена немного, но это не помешало увеличению арендных ставок почти на 70%. В Кисловодске же произошло удвоение арендных ставок под объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания с 0,75 в 2013 году до 1,5 – в 2014 году».
По словам Ольги Стукаловой, по административным зданиям удорожание в Ставрополе произошло на 50%, под объектами торговли и бытового обслуживания на 70%. А в Невинномысске, при снижении кадастровой стоимости, ставки налогов поднялись в 5-6 раз. Парадоксально, но факт.
Перейдя к основному вопросу по повестке, Ольга Стукалова отметила, что подобные нововведения способны в очередной раз подставить под удар бизнес региона. «Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется, как их кадастровая стоимость на 1 января налогового периода. После принятия регионального закона, устанавливающего особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества как их среднегодовой стоимости не допускается, то есть, сделав один шаг в этом направлении, мы уже не сможем свернуть с пути и поменять курс», - сетует эксперт.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. Для такой категории объектов ставки не могут превышать следующих значений: для города федерального значения Москвы в 2014 году – 1, 5%, в 2016 и последующие годы – 2%, для иных регионов в 2014 – 1%, в 2016 и далее – 2%. Вместе с этим допускается установление дифференцированных в зависимости от категорий налогоплательщиков, либо имущества, признаваемого объектом налогообложения. В настоящее время позиция Минфина Ставропольского края такова: предполагается, что под новый порядок попадут лишь те объекты торговли, площадь которых превышает 250 квадратных метров, находящиеся во владении юридических лиц. То есть, малый бизнес, по их мнению, напрямую не пострадает, к тому же это коснется только организаций, а не индивидуальных предпринимателей.
Однако, по мнению бизнес-объединений, налог на имущество сведет на нет все выгоды «упрощенки». Тут надо учитывать не только финансовую сторону, но еще и необходимость подачи отчетности. Им вновь придется заводить бухгалтера, поскольку самостоятельно высчитать все налоги не получится, что тоже увеличивает издержки малого бизнеса. Велика вероятность ухода в тень многих налогоплательщиков, что повлечет за собой усиление контрольных процедур и административного воздействия.
Сопредседатель Ставропольского краевого отделения ОПОРА РОССИИ Павел Мрвалевич, на примере одного конкретного административно-делового здания проанализировал ситуацию, которая ждет бизнес уже в следующем году. Так, например, сейчас балансовая стоимость здания составляет около 650 тысяч рублей, а кадастровая – 156 млн. рублей. Соответственно в случае попадания такого имущества в «черный список» - в 2015 году налог на строение для владельца составит больше 2-х миллионов рублей ежегодно при действующей ставке в 14 тысяч. И это притом, что непосредственно предпринимателями занято не более 35% от общей площади помещений, остальное – тех помещения, коридоры, коммуникации и т.д. Прибыль от аренды только за несколько месяцев в этом случае будет перекрывать новый налог. А как же другие затраты? Очевидно, аренда вырастет и кратно превысит уровень инфляции. Подобное развитие событий ждет и другие объекты этой категории, и непосильные налоги, которые и без того, давят на бизнес, способны вытеснить его с рынка вовсе, что приведет к тому, что пополнять бюджет будет просто некому.
Подводя итоги заседания, Николай Сасин подчеркнул, что задача Экспертного совета совместно с органами исполнительной власти региона убедить законодателей в необходимости тщательной проработки, всестороннего анализа и обсуждения изменений в закон о налоге на имущество организаций, иначе это значительно увеличит фискальную нагрузку на бизнес, что негативно отразится на социально-экономическом состоянии региона, снизив его инвестиционную привлекательность.
http://ombudsmanbiz.ru/category